Задание 3. Прочитайте речь. Определите построение (композицию) ораторской речи: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку (начало, вступление, главная часть, заключение). Каким образом автор речи привлекает внимание своих слушателей и читателей?
ответьте на вопросы теста. Нужное подчеркните:
а) держит в напряжении аудиторию построением речи;
б) строит речь с учетом интересов аудитории, вводит риторические вопросы;
в) структура речи кратка, логична, использует подтекстовое, затекстовое содержание, известное аудитории;
г) вводит яркие, необычные, соответствующие развитию темы приемы: занимательные приемы, шутки, различные отступления;
д) четко планирует и прогнозирует содержание по минимальному времени.
Нобелевская речь И.А. Бунина.
Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи.
Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби,— совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно,— она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.
И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш Королевский Дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его Величество Король, Король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Добро - всё положительное, хорошее, полезное.
Человечность - это осмысленное чувство, его развивает и укрепляет только воспитание.
Самовоспитание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Сильный(человек) - обладающий большой физической силой.
Сила живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения.
Красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху.
Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь.
Природа - всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
Смелый(человек) - не знающий страха, решительный.
Смелость - смелое поведение, решимость.
Врач - лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Отзывчивость - это положительное качество человека, которое заключает в себе склонность нуждающимся, видеть нужду, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
Взаимо взаимная друг другу.
алтайлар, алтай-кижи; устаревшее — ойроты, теленгиты) — тюркский коренной народ Алтая, включающий в себя также такие этнические группы как: телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай. Численность около 70 тысяч человек.
Объяснение:
алтайлар, алтай-кижи; устаревшее — ойроты, теленгиты) — тюркский коренной народ Алтая, включающий в себя также такие этнические группы как: телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай. Численность около 70 тысяч человек.