Задание 38 • Прочитайте отрывки из художественных произведений. Объясните при-
чины обращения писателей к диалектизмам.
Есть ли такие слова в казахском языке? Какие слова, характерные для
определенного региона Казахстана, вы знаете? Что они означают?
• Опираясь на контекстное окружение слов, попытайтесь заменить вы-
деленные курсивом диалектизмы общеупотребительными синонимами.
В случае затруднения обратитесь к толковым словарям русского языка.
• Объясните расстановку запятых в приведенных простых осложненных
и сложных предложениях.
1. В лесу терялась речка и те овраги — верхи по-нашему. (И. А. Бунин)
2. Когда пришло время сеять овес, я пробовал скородить, сеять. (А. П. Чехов)
3. Слухают ракиты посвист ветряной. (С. Есенин)
4. Умывается Микола белой пеленой из озер... Утирается берестой, словно мягким
рушником. (С. Есенин)
5. А как гаркнут ребята тальянкою, выйдут девки плясать у костров. (С. Есенин)
6. Beкша прыгала по деревьям, цепляясь за тонкие сучья и покачиваясь на самой
верхушке высокого дерева. (Максимов)
7. Туманом подернулись балки. (А. К. Толстой)
Начальная форма - Произнести, действительный залог, единственное число, мужской род, непереходный время, совершенный вид1 Сказал-глагол
1.(Что сделал?)сказал
Начальная форма--сказать
2.Постоянные признаки: переходный, совершенный вид, 1-е спряжение
Непостоянн.: изъявительное наклонение время, единственн. число, мужской род
3.(что сделал?) сказал, в предложении-сказуемое.
2
4 Промолвила-глагол,действие предмета
н.ф-промолвить
Постоянные признаки:соверш.вид,невозвратный,
непостоянные:в изъявительном наклоненении,ед.число,ж.р
Является сказуемым(подчеркнуть двумя чертами)
Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.