Задание 7.Спишите. Объясните, почему данные глаголы относятся к непродуктивным классам. Подчеркните чередующиеся согласные. Запомните изменение глаголов. С выделенными глаголами составьте предложения. Влечь – влеку – влечёшь
Жечь – жгу – жжёшь
Печь – пеку – печёшь
Мочь – могу – можешь
Толочь – толку – толчёшь
Стричь – стригу – стрижёшь
Лечь – лягу - ляжешь
Задание 8.Прочитайте данные глаголы. Напишите их в времени. Назовите глаголы, которые теряют суффикс –ну-. Определите продуктивные классы глаголов.
Вычеркнуть, иссякнуть, оттолкнуть, затянуть, сохнуть, тряхнуть, воздвигнуть, вянуть, махнуть, обмануть, моргнуть, шагнуть, затронуть, застигнуть.
Задание 9.Прочитайте. Укажите прямую речь и слова автора. Объясните расстановку знаков препинания. Спишите, подчеркивая в первом примере слова автора, а во втором – прямую речь.
1.«Слово дано человеку для того, чтобы свои понятия сообщать другому», - писал Михаил Васильевич Ломоносов. 2.«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий», - говорил Виссарион Григорьевич Белинский.
ТЕСТ «ХАН ТАУКЕ»
1. Свод норм обычного права хана Тауке:
А) Пять установлений В) Законы Казахского ханства С) Степные законы Д) Адат Е) «Жеты Жаргы»
2. Свод законов «Жеты Жаргы» были составлены при хане:
А) Хакназаре В) Касыме С) Тауекеле Д)Тауке
Е) Бурундуке
3. Став ханом, Тауке стремился:
А) создать сильное централизованное государство
В) расширить территорию Казахского ханства
С) упрочить казахско-русские дипломатические отношения
Д) покорить Джунгарское ханство
Е) возродить Великий Шелковый путь
4. Верховная власть в Казахском ханстве принадлежала:
А) хану В) гуньмо С) хунтайджи Д)кагану
Е) султану
5. В период правления Тауке:
А) принимается подданство России
В) относительно стабилизируется политическое положение в стране С) издается свод законов «Казахская правда»
Д) устанавливаются дипломатические отношения с Джунгарским ханством
Е)происходит разделение ханства на три жуза
6. Высшее аристократическое сословие казахского общества:
А) кулы В)райаты С) ак-сүйек Д) кара-сүйек Е) шаруа
7. В начале XVIIв. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения:
А) «кара суеки» допускаются к власти
В) концентрируется власть
С) усилились феодальные междоусобицы
Д) начинается классовая борьба
Е) чингизиды отстраняются от власти
8. К правовой ответственности по «Жеты -Жаргы» привлекали с:
А) 10 лет В) 13 лет С) 24 лет Д) 18 лет Е) 16 лет
9. Главы родов и племен согласно «Жеты жаргы» должны были являться на народное собрание с:
А) предложениями по политической стабилизации В) оружием
С) дополнениями к своду законов д) податями Е) отчетом
10. 1680-1715годы правления хана:
А) Тауекеля В) Жангира С) Тауке Д) Хакназара Е) Есима
Пол моей Азии, пол этой Америки, полубокс, полуботинки, пол большого арбуза, пол этой банки, пол этой бутылки, пол этой беды, полгода, пол моего города, пол этого дела, полдень, полукруг, полуостов, полумесяц, полдник, пол маленькой ложки, пол всей Европы, пол всей жизни, пол всей комнаты, пол этой минуты, пол всего мира, пол всего неба, полупальто. Полуботинки - ботинки, но на половину. Полукруг - пол круга, Полдень - пол дня, полуостров - кусок земли выпирающий в море??? Полумесяц - не полный месяц (луна)