Задание I. 1. Какой общей темой объединены оба текста? Запиши ее.
2. Определи типы речи каждого текста
Текст № 1 –
Текст № 2 -
3. Перепиши из текста № 1 строки, которые являются ответом на вопрос: «В какой стране зародилась Олимпиада?» (там 5 стихотворных строчек, обрати внимание на правописание гласных и согласных в корнях слов)
4. Найди и выпиши из ответа девочки из текста № 2 синонимы к словам:
«щупать» -
«обонять»
5. Выпиши из текста № 1 предложение с прямой речью и построй его схему.
6. Сформулируй основную мысль текста № 2, объяснив, почему в классе «стало тихо».
Текст № 1.
Говорят, на белом свете,
Нашей солнечной планете
Было только семь чудес,
Восхваленных до небес:
Пирамиды – чудо раз,
Сохранились и до нас.
Чудо два – Семирамида
Будто бы взрастила сад,
В нем гулять был каждый рад.
(Кто садил? Ведется спор.
вдруг Навуходоносор?)
Чудо три и чудо пять
Нужно в Турции искать:
Для Дианы храм в Эфесе
Был когда-то интересен.
Ну, а царская жена
Мужу Мавсолу верна,
Усыпальницу-громаду
Приказала строить рядом.
Где стоял? ответ был ясен:
«В Турции, в Галикарнасе».
Чудо света где четыре?
Грецию мы пропустили.
Фидий Зевса сотворил
И на троне посадил
(В городе, что спорту рад, –
Родине олимпиад).
Чудо шесть – колосс Родоса,
Ну а семь? – маяк Фароса.
Тесен древний мир чудес,
Зато вечен интерес!
(Географию чудес,
Восхваленных до небес
Вы запомнили, друзья?
Иран, Египет, Турция,
И, конечно, Греция).
Лора Евлахова
Текст № 2.
Группу американских школьников попросили перечислить, что, по их мнению, можно внести в понятие семи чудес света.
После короткого спора большинство сошлось на том, что это:
1. Великие Пирамиды Египта
2. Тадж Махал
3. Гранд Каньон
4. Панамский канал
5. Эмпайр Стейт Билдинг
6. Базилика Святого Петра
7. Великая Китайская стена
Учительница видела, что одна из девочек не принимала участие в споре, а что-то продолжала писать, и поинтересовалась, не возникли ли у той какие-либо проблемы.
- Да,- ответила девочка, - я никак не могу выбрать: здесь так много всего…
- Прочти нам, может, мы сможем тебе …
Немного поколебавшись, девочка прочитала: «Я думаю, что семь чудес света – это:
1. Видеть.
2. Слышать.
3. Осязать.
4. Ощущать вкус.
5. Различать запахи.
6. Смеяться.
7. Любить.
В классе стало очень тихо…
Відповідь:
№1. Сидишь - сидящий, сидевший
слушает - слушающий, слушавший
вздрагивал - вздрагивающий, вздрагивавший
сказать - настоящее не образуется (совершенный вид), сказавший
переселился - настоящее не образуется(совершенный вид), переселившийся
l"отвечают - отвечающий, отвечавший"l
наблюдать - наблюдающий, наблюдавший
открывать - открывающий, открывавший
№2. Причастные обороты: ученик, сидящий на первой парте; мальчик, сидевший в углу; ученик, слушающий учителя, подросток, слушавший музыку; кот, вздрагивающий во сне, девочка, вздрагивавшая от страха; человек, сказавший доброе слово; сосед, переселившийся в новый дом; студент, отвечающий на экзамене, режиссер, отвечавший за проведение вечера; полицейский, наблюдающий за порядком, орнитолог, наблюдавший за полетом птицы; водитель,открывающий ворота дома, ученый, открывавший новые законы.
Действительные и страдательные причастия можно образовать от переходных глаголов несовершенного вида.
От непереходных глаголов - только действительные причастия. Страдательные образуются только от переходных глаголов.
От глаголов совершенного вида - только время как действительных, так и страдательных причастий.
Вот что-то такое!))
— А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, — были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
— Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
— Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, — сказал другой офицер.
— Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, — сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19-летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
— Кто старший? — сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
— Вы командир кавалергардского полка императора Александра? — спросил Наполеон.
— Я командовал эскадроном, — отвечал Репнин.
— Ваш полк честно исполнил долг свой, — сказал Наполеон.
— Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, — сказал Репнин.
— С удовольствием отдаю ее вам, — сказал Наполеон. — Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
— II est venu bien jeune se frotter
— Молодость не мешает быть храбрым, — проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
— Прекрасный ответ, — сказал Наполеон. — Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека — jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
— Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? — обратился он к нему, — как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали