Задание: ! найти и указать грамматические основы (запятые уже проставлены)
! составить схемы (вертикальные и горизонтальные) и указывать в них основы и осложняющие конструкции
! указать виды придаточного и вид его подчинения или соподчинения
Предложения:
1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
3) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным.
6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
Но не для меня. Моя комната, моя одиночная камера. И весну я прочувствую нескоро. Глупая ошибка, и судья уже выносит строжайший приговор. Цените жизнь.
1) Посреди комнаты, на стуле, стояла княжна и держала перед собой мужскую шляпу; вокруг стула толпились ПЯТЕРО мужчин. (И.С.Тургенев, «Первая любовь»)
2) Жили да были ДВА генерала, и так как ОБА были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
3) НА ПЯТЕРЫХ один пойду, пикнуть не дам. (А. А. Потехин, «Чужое добро впрок не идет»)
4) СОРОК лет служу, а милость все та же... По ПЯТИ рублей на год, да по ПЯТИ пощечин на день. (Еремеевна о себе).
5) Лет ДВЕНАДЦАТЬ - ПЯТНАДЦАТЬ тому назад в городе, на самой главной улице, в собственном доме проживал чиновник Громов, человек солидный и зажиточный.