Задание: определить значение БСП.
1. Вечереет, темнеют кусты неодетого леса, лес собирает к ночи свои думы.
2. Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.
3. Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.
4. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие, тоже распаханные холмы.
5. Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно.х
6. Семь раз примерь – один раз отрежь.
7. Облака рассеялись, на темно – синем небе ярко засверкали звёзды.
2. Мини –тест
1. Если части сложного предложения соединены между собой только интонацией, то такое предложение называется… А) сложносочиненным;
В) сложным бессоюзным; Б) сложноподчиненным;
Г осложненным
2. Сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных тем, что: А) в них более четко выражены смысловые отношения между частями; Б) в них между частями нельзя вставить союз;
В) в них менее четко выражены смысловые отношения между частями; Г) в них отсутствуют отношения между частями 3. Какие знаки могут стоять между частями БСП? А) запятая, тире, дефис, двоеточие;
В) запятая, тире, точка с запятой, двоеточие; Б) запятая, точка с запятой;
Г) тире, двоеточие
4. Какие предложения являются бессоюзными?
А) Пыль вихрем неслась по дороге, и серое облако закрывало весь горизонт.
Б) Море покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.
В) Когда дождь прекратился, мы решили снова развести костёр.
Г) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души
Д) Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду.
1. научный стиль. в языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». в обоих наречиях был суффикс –ом. постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (из книги в. в. колесова «гордый наш язык…»)
2. официально-деловой стиль. желающим обратиться за на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы: - паспорт или документ, его заменяющий; - трудовая книжка или её дубликат; - документы об образовании и профессиональной квалификации; - справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу объявления.)
3. публицистический стиль.что значит найти себя? «в чём смысл жизни? для чего мы живём? что мы должны сделать? » – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. однозначного ответа, конечно же, не существует. здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. работа, семья, служение родине… найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. и главное – никогда не останавливаться на достигнутом! потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(фрагмент ученического сочинения.)
4. художественный стиль. он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. по стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. с середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. в углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (н. в. гоголь «мёртвые души».)
5. разговорный стиль.встреча подруг после летнего отдыха.– . ну, как у тебя дела? – спросила лена.– . да ничего, вот только вчера приехала, – ответила женя.– как отдохнула? – поинтересовалась лена.– ой, здорово, – пояснила женя. – на байкале так красиво! … ну, а ты как? – была у бабушки в задонске. столько интересного узнала! а в каких местах я побывала! – и я туда хочу съездить. возьмёшь меня в следующем году? – спросила женя.– конечно. можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. бабушка гостям всегда рада. у меня фотки есть. хочешь посмотреть? – предложила лена.– ещё спрашиваешь, – ответила женя, и девочки пошли