Задание: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического эссе. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции. [3]
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением. [3]
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор. [3]
[9]
Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
– Так ты кусаться, окаянный? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
– Никак беспорядок, ваше благородие!..– говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
– По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!
Оценка и сравнительный анализ
Роль данного эпизода в композиции всего
произведения.
Эпизод является завязкой, так как здесь
представлено начало конфликта - скандал, в который
вовлечены золотых дел мастер и собака. Очумелов
подходит, чтобы разобраться. В эпизоде можно выделить
завязку (-Так ты кусаться, окаянный?), развитие действия
(Слышен собачий визг), кульминацию (Ужо я сорву с
тебя, шельма!"), развязку (По какому это случаю тут?). С
данной композиции эпизода автор хочет
донести мысль о странном положении дел, когда в роли
обиженного оказывается человек, который гордится
своим окровавленным пальцем и хочет иметь выгоду от
этого обстоятельства. Поэтому в кульминации слова:
самый палец имеет вид знамения победы.
Идею эпизода автор доносит через следующие
приёмы в создании образов героев, в анализе которых
просматривается авторская позиция.
Хрюкин – говорящая фамилия, указывающая на
непорядочность человека, он золотых дел мастер, стало
быть, обеспечен. Это подтверждает его внешность:
«гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и
расстегнутой жилетке» - он хорошо одет.
Его характеризует и его поведение: гонится за
собакой, ловит её, подавшись туловищем вперёд, - он не
выглядит как пострадавший, скорее, в этой ситуации он
агрессор.
Поведение демонстративное: подняв вверх правую
руку, показывает толпе окровавленный палец – указывает
на его намерения, которые подтверждает и выражение его
полупьяного лица о будущей выгоде для пострадавшей
стороны, то есть, него: Ужо я сорву с тебя, шельма!"
Автор характеризует Хрюкина как отрицательного
персонажа, не останавливающегося ни перед чем ради
получения выгоды.
Второй персонаж – щенок. В данной ситуации он
должен быть агрессивным и нападающим. И автор
называет его «виновник скандала», но это является
авторской иронией, потому что через описание его
внешности («в слезящихся глазах его выражение тоски и
ужаса») становится понятно, что в этой ситуации он –
пострадавший.
Автор формирует жалостливое отношение к
персонажу со стороны читателя и потому, что это не
взрослая собака, а щенок, и потому что персонаж
постоянно через поведение показывает крайний испуг:
«слышен собачий визг», «прыгая на трех ногах иоглядываясь», «растопырив передние ноги и дрожа всем
телом», «в слезящихся глазах».
Следующий персонаж – Очумелов, полицейский
надзиратель, который сначала слышит, потом наблюдает
происходящую ситуацию, а в конце эпизода собирается
разобраться в ней. В этом эпизоде он является пассивным
участником, и только в развязке можно его
охарактеризовать через речь: он задает короткие
проблемные вопросы, которые являются типичными для
полицейского, выясняющего обстоятельства дела.
И последним персонажем является толпа: сначала
это «сонные физиономии», олицетворение некой
безликой и ленивой массы, толпа собирается, ей
показывают палец, в нее врезывается Очумелов, у нее
есть центр. Далее у толпы будет и мнение, выражаемое
разными персонажами. Синоним толпы – сборище,
указывающее на случайный принцип собравшихся и
разношерстность публики. Автор при этого
персонажа заранее показывает равнодушие зевак к
происходящему и из-за того, что Очумелов сначала тоже
оказывается сторонним наблюдателем, прогнозируется
равнодушие и со стороны полицейского.
Таким образом, автор уже в завязке показывает
неоднозначность ситуации, которая заметна любому
стороннему наблюдателю. В данном случае
единственным заинтересованным наблюдателем является
автор.