Задание: ( ) Проанализируйте отрывок из рассказа Р. Бредбери «Зеленое утор»:
1. Выразите свое мнение о герое рассказа
2. Определите, как к данном эпизоде раскрывается тема и идея произведения
3. Какова роль деревьев в жизни человека?
4. Найдите в отрывке строки, которые можно назвать гимном дереву.
Ему было тридцать один, звали его Бенджамин Дрисколл. Он мечтал увидеть Марс зеленым от высоких деревьев с густой кроной, в изобилии дающих кислород, деревьев, которые с каждым годом будут все выше, принесут прохладу городам в знойное лето, защитят от ветров зимой. Разве сочтешь все, что дает дерево. Оно красит землю, дарит ей благодатную тень и богатство своих плодов. Дерево - это волшебный мир нашего детства, по могучим стволам можно взобраться в поднебесье или вволю покачаться на ветвях. Чудесное творение природы, дающее людям пищу, приносящее радость, - вот что такое дерево. Но прежде всего оно очищает воздух, ласкает слух тихим шелестом листвы, и под его убаюкивающий шепот так сладко спится по ночам.
Он лежал и слушал, как ночная земля набирает силу в ожидании дождей, которых все нет. Он приложил ухо к земле, и ему почудились далекие шаги того времени, которое непременно придет, и он видел, как семена, брошенные сегодня в землю, дают зеленые ростки. Вот уже могучие стволы тянутся к небу, выбрасывая одну ветвь за другой, и Марс становится рощей, пронизанной солнцем, цветущим садом.
Завтра на рассвете, едва крохотное марсианское солнце коснется бледным лучом складок гор, он уже будет на ногах, быстро съест пропахший дымком завтрак, погасит костер и, закинув за спину мешок с семенами и саженцами, отправится в путь - пробовать грунт, делать лунки, бросать семена, сажать саженцы, заботливо приминая землю вокруг, поливать и идти дальше, тихонько насвистывая и поглядывая на светлеющий край неба, - завтра снова будет жаркий день.
Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время — и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и родители, на ней учились ходить мы и предпримут первые шаги наши потомки. Испокон веков защищали эту землю наши предки, берегли ее как самое ценное сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А беря от природы ее дары, люди понимали, что этих богатств будут значительно больше, если они будут беречь природу.В наше время перед людьми остро стала экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. В результате работы производств загрязнились реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов.Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над последствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. В результате аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы.Изуродованная земля, изуродованные люди. Мне кажется, что атомные электростанции вообще нужно запретить, ведь пока они существуют, страна — в опасности.
Осушение болот на Полесье оставило людей без питьевой воды. А у нас в Харькове в результате изменения русла реки появились подтопленные жилищные массивы. Река исчезла, оставив по себе только название. И таких фактов можно навести множество. И вреднее всего, по моему мнению, то, что рядом с хозяевами горя стояли безразличные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало.Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учатся только на ошибках? Нужно наконец понять, что человек — это частица большой матери-природы, которую не следует покорять, а нужно жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии - вот в чём заключается патриотизм.
Для начала определите основные критерии оценки статьи. Например, такие: раскрытие темы; наличие новых (эксклюзивных) фактов; наличие разнообразных экспертных мнений; стилистическая подача и т.д.
2Постарайтесь понять, насколько полно автор раскрыл тему. Если вы не являетесь экспертом в данной тематике, изучите то, что было написано ранее. Интересная статья должна содержать новый взгляд на известные проблемы, а не тиражировать банальности.
3Обнаружив ошибки, обязательно упомяните о них в отзыве, особенно, если речь идет о научной статье, где цена даже небольших недочетов очень высока. Не бойтесь быть дотошным, потратьте время на проверку цифр, таблиц, цитат экспертов.
4Если вы что-то не поняли в статье, совершенно не зазорно обратиться к экспертам за разъяснениями или же попросить автора уточнить, что именно он имел в виду. Не упускаете из виду неясности, разберитесь в них, тогда ваш отзыв будет наиболее полным.
5Оценивая стиль изложения материала, обратите внимание на то, насколько легко его воспринимать. Укажите на орфографические ошибки, стилистические огрехи, однако не будьте слишком придирчивы, особенно, если тематика статьи далека от вопросов филологии.
6Будьте лаконичны. Если вы понимаете, что отзыв слишком объемен, сократите его. Воспринимать большое количество информации затруднительно, можно пропустить что-то важное.
7Давая общий отзыв на статью, постарайтесь сначала выделить ее явные достоинства, затем переходите к недостаткам, а в завершении обязательно вновь упомяните о сильных сторонах материала.
8Будьте вежливы, пусть автор поймет, что вы не намерены его обижать. Дайте несколько ценных советов, подскажите, как можно было полнее раскрыть тему. В таком случае автор обязательно прислушается к критике, и ваша работа не окажется напрасной.