Задание Прочитайте текст 2 раза и выполните задания.
1. Составьте простой план прочитанного текста.
2. Опираясь на составленный план, подробно передайте прочитанный текст от 3-го
лица, сохраняя его особенности. ( письменно)
Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-биби, дочь
своего заклятого врага. Отец девушки не давал благословения, тогда Карахан ворвался в
аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Разгневанный отец направил вслед за
ними своих стражников и приказал убить обоих.
Долго бежали влюбленные от погони. Устав за несколько дней
непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они
остановились отдохнуть. Но стражники отца подстерегли их. Они подложили в головной
убор девушки — саукеле — степную гадюку. Девушка искупалась в теплой речной воде
и стала одеваться. Тут-то и ужалила ее проклятая змея. Айша-Биби потеряла сознание, и
стало ясно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в
ближайший аул к мулле, чтобы получить благословение. Всего несколько минут длилось
их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан
поклялся любить ее вечно.
На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним
Карахан построил и себе мазар в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши,
чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан,
одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, молясь богу. За
набожность и святость народ стал считать Карахана святым.
Мавзолей Айша-биби является одним из интереснейших и уникальных памятников
архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной
культуре Казахстана и средней Азии. Он также является местом паломничества, так как
считается святым местом в мусульманском мире. (240 слов)
3. Составьте два тонких вопроса по содержанию текста.
4. Составьте один толстый вопрос по содержанию текста.
Критерий оценивания Дескриптор
Обучающийся
Составляет два тонких
вопроса по содержанию
текста.
Составляет один толстый
вопрос по содержанию
текста.
Составляет два тонких вопроса
2
Составляет один толстый вопрос 2
Составляет простой план в
соответствии со
структурой: вступление,
основная часть,
заключение.
составляет план, включающий
структуру:
вступление, основная часть,
заключение; 2
озаглавливает параграфы,
демонстрируя
логическую последовательность;
1
составляет план в соответствии с
правилами
оформления. 1
8
1 столбик (-ЕНН-, -Н-, -НН-):
С подветренной стороны, искусственные жесты, длинная дорога, производственный процесс, ревизионная комиссия, соломенная шляпа, революционные изменения, стеклянная галерея, именное оружие, сонное состояние, оловянный солдатик, безветренный день, деревянные ступеньки, осенние заморозки, маринованные огурцы, комиссионные проценты, телефонная станция, бетонное укрепление, даль туманна, дивизионный командир.
2 столбик (-ЯН-, -ИН-):
ветряной двигатель, ветреный человек, лебединая песня, румяная заря, песчаный берег, юный следопыт, серебряная цепочка, змеиные норы, багряные листья, пряные запахи, масляное пятно, масляные руки, дровяной склад, глиняные фигурки, кожная куртка, гусиные лапки, травяной чай, ржаной хлеб, шерстяной шарф.
Каждый человек сталкивается с различными жизненными обстоятельствами, которые влияют на будущее. Что предпримет человек? Встанет на сторону добра или зла?
Нравственный выбор – это выбор между хорошим и плохим, добром или злом. Нравственный выбор зависит от ряда факторов: воспитания, мировоззрения, жизненных ценностей и конкретной ситуации.
Нравственный выбор влияет на состояние общества. Негативные установки приведут к разложению общества, а мораль и нравственность поддерживают здоровое состояние общества. Можно вспомнить век, насколько лучше была атмосфера в семьях, школах и других институтах общества. Семьи были крепче, развод считался позорным и недопустимым решения проблем. К сожалению, сейчас можно увидеть моральное разложение, отношения носят свободный характер, семьи легко разваливаются, в жесткие реалии жизни вступают нежеланные дети. Забиты интернаты и приюты. Никто никому не нужен. Закон джунглей, а не жизнь. А начиналось всё с чего? Многие считали, что моральные законы ущемляют индивидуальность и лишают свободе самовыражения. Вот к чему пришло общество в итоге.
Как пример можно рассмотреть произведение А.Г. Алексина. Автор описывает становление характера юных школьников. На их примере можно увидеть два типа людей. Одни не чураются лжи, обмана и грязных методов. Таким был Сеня. А другие не понимают, как можно вести себя таким образом, для них такое поведение непозволительно. Таким был Иван. Из лучших побуждений он берёт на себя вину друга, в ответ получает только презрение и недовольство. Но Ваня не отчаивается и не разочаровывается в людях после этого случая.
Каждому известно, что в конкретной ситуации люди могут вести себя по-разному. Один придёт на а другой равнодушно пройдёт мимо и ничего не заметит. Все люди в той или иной мере обладают эгоизмом, но его степень можно и нужно контролировать. Нельзя во всём себе потакать.
Истинные мотивы человека можно узнать, если перед ними встаёт выбор в экстремальной ситуации. Человек может сделать выбор, который будет неожиданным для всех и для него самого. Одни проявят себя с самой лучшей стороны, а другие покажут свои наихудшие качества. Всё зависит от того, на что человек возлагает свои надежды, чем руководствуется. Если для личности принципиально важны моральные нормы и их соблюдение, она не пойдёт на аморальные поступки. Это будет позорно и постыдно. Человек потеряет уважение к себе после такого выбора, а платить такую цену он ни за что не станет.
Источник: Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ