Задание. Устное. Максимальный – 10. Прежде чем начнёте выполнять задание, изучите критерии. ответ – не более 3 минут прочитайте) текст 2 раза и выполните задания.
1. Выпишите из текста 6-8 ключевых слов/словосочетаний. [3]
2. Определите основную мысль текста, опираясь на выписанные ключевые слова/словосочетания. Объясните свой ответ. [3]
3. На сколько смысловые части можно разделить текст? Объясните свой ответ. [4]
Текст
Среда обитания людей и жизненные ресурсы, экономики стран и населения зависят от поставок энергоресурсов. Надежные поставки энергоносителей и их доступность необходимы для их роста и развития. Никогда ранее не существовало столь тесных взаимосвязей между людьми. Все больше и больше людей живет в мире огромных возможностей, высоких стандартов здравоохранения и жизни.
Большая часть энергии, которую мы используем сегодня, получается из нефти и угля, но растут и объемы энергии, получаемой из природного газа. Эти углеводороды дают нам энергию, согревают наши дома и рабочие места, обеспечивают топливом транспортные системы, которые доставляют нас на работу, в школу или туда, куда нам нужно. Они являются движущей силой отраслей, которые обеспечивают нашу жизнь. Углеводороды — это сырье для химических веществ, необходимых для производства большинства товаров, которые мы покупаем, например, для производства устройства, которое вы используете для того, чтобы прочитать эту страницу.
Глобальный с на энергию повышается вместе с ростом населения и уровнем жизни.
Ожидается, что к 2050 году число жителей нашей планеты увеличится до 9 млрд — это почти на 2 млрд человек больше, чем сегодня. Множество людей в развивающихся странах повысят уровень своей жизни и станут частью среднего класса. Они будут покупать холодильники, компьютеры и прочие устройства, потребляющие энергию. Также многие купят машины, число которых на дорогах вырастет более чем вдвое.
Главной движущей силой мировой экономики все в большей и большей степени становятся города. К середине этого века около трех четвертей мирового населения будет жить в городах. Это окажет свое воздействие на поставки продовольствия, водных и энергетических ресурсов, жизненно необходимых для нашего общего благополучия и процветания.
1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.
Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздается весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шепот.