Задание
А) Найдите предложения с об¬ратным порядком слов (инверсией), выделите их (шрифт, выделение цветом и т.д.) и объясните причину использова¬ния инверсии.
1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (П.)
2. Волнение души моей было тягостное. (П.)
3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.)
4. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие я куры кудахтающие. (Гонч.)
5. Судьбы свершился приговор! (Л.)
6. Досадно было, боя жда¬ли. (Л.)
7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на охоту. (Л.)
8. Аркадий Павлович говорил голо¬сом мягким и приятным. (Т.)
9. Неотразимое впечатле¬ние произвёл на всех присутствующих голос певца. (Т.)
10. Скука смертельная царила в его доме. (Т.)
11. Обеды задавал он отличные. (Т.)
12. Тут сгорел мой приятель со стыда. (Т.)
13. Радостной улыбкой озарилось лицо Анны. (Л. Т.)
14. Руку мне подал на про¬щание. (Ч.)
15. Почти целую неделю не спала она. (Ч.)
Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.
Подбежал, в капральском мундире, молодой, к Пугачеву, малый, проворно
Объяснение:1) образовательная – повторить и уточнить знания обучающихся о понятиях “прямой” и “обратный” порядок слов в предложении, законах инверсии и логического ударения;
2) развивающая – развить навык логического чтения, развить умения связно излагать мысли, выделять самое важное с логического ударения, составлять тексты разных типов и стилей речи; формирование умения устанавливать нужный порядок слов в предложении;
3) воспитательная – воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи, воспитывать у учащихся работать вместе, любовь к русскому языку.
Оборудование: учебники по русскому языку, “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И. и Н.Ю.Шведовой; мультимедийный проектор, экран, компьютер.