Задания: 1
Выделите сложные многочленные предложения и установите количество простых
предложений в их составе, подчеркните грамматические основы. Составьте схемы
сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Определите типы
подчинения в них.
2
Выделите логически части теста: тезис, доказательства, вывод. В тезисе
сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением, выраженным в
тексте? Подкрепите свой ответ аргументами.
Текст:
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышимая вечная гроза и источает по земле потоки ионизированного воздуха.
Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести-триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающей нас как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
Но главное не в этом. Лес-это самый первый наш в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждая путь сыпучим пескам.
Из лесных болот берут начало реки. И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше чем в безлесных областях.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас должно быть не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.
8. (К)утру одна за другою гаснут звезды. 9. Замира.. т в макушках деревьев предра..светный ветер. 10. Словно в серебря..ные трубы пр..ветству..т со..нце журавли а с п..лян устр..мляют..ся в небо и поют жаворонки. 11. Много радос.ных весёлых звуков услыш ..ш.. в весе..нем лесу.
1. В предложениях 7 - 9 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
2. Из предложений 1 - 3 выпишите слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».
3. Из предложений 8 - 11 выпишите слово с орфограммой «Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин)».
4. Определите вид, спряжение, время, лицо, число глагола колыш .. тся (6 предложение)
Обособление (выделение запятыми) несогласованных определений также зависит от нескольких факторов:
а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и выражения определения.
Однако в целом обособление несогласованных определений менее категорично, нежели обособление согласованных определений. Оно происходит в том случае, если в данном контексте требуется выделить какой-либо признак, усилить выражаемое им значение.