Задания основаны на следующем тексте: Tемпература обычных вещей - это мера средней скорости движения атомов и молекул, из которых они состоят. Чем больше средняя скорость движения атомов и молекул, составляющих некоторый предмет, тем выше его температура. Нам кажется, что есть четкая взаимосвязь: если у чего-то высокая температура, то оно кажется нам горячим и наоборот. Таким образом, мы воспринимаем свои ощущения как весьма точные измерения. Однако, это не совсем так.
Eсли вы дотронетесь до куска металла или книги, достав из морозилки, то металл будет казаться намного холоднее, чем книга. При этом металл и книга будут иметь одинаковую температуру, но металл будет казаться намного холоднее.
Mеталл - это вещество, которое очень хорошо проводит тепло, быстро его "забирает" у более теплых тел и быстро "отдает" тепло предметам, которые холоднее металла. А с бумагой всё совсем наоборот, она плохо проводит тепло, медленно его "отдает" и "забирает". Несмотря на то, что у металла и у книги одинаковая температура, движение молекул в наших руках намного быстрее поглощается металлом, чем бумагой. Металл заставляет температуру наших рук падать быстрее, из-за чего нам кажется, что металл холоднее. То, что мы чувствуем на самом деле - это температура наших рук. Наш внутренний термометр измеряет только свою собственную температуру (как, кстати, и любой другой термометр). Вы можете тактильно измерить температуру других вещей, обеспечив их контакт с вашей кожей. Термочувствительные нервы в нашей коже могут напрямую измерить только температуру самой кожи. Когда мы дотрагиваемся до чего-то, то не чувствуем его температуру, а ощущаем лишь воздействие данного объекта на нашу кожу.
Mожно сказать, что горячее и холодное - это концепты, которые фундаментально отличаются от понятия высокой и низкой температуры. Горячий объект - это объект, который отдает много энергии, холодный - это объект, который отдает мало энергии.
25. Hайдите ответ к следующей гипотезе: Если человек дотрагивается до объектов с разной температурой, то он…
A) может определить температуру металла, находящегося вблизи человека
B) может забирать у них тепло, если держит их долго в своих руках
C) не чувствует их температуру, а лишь воздействует на собственную кожу
D) может с точностью определить температуру
E) может дотронуться и не определить температуру
26. Основное решение проблемы в определении температуры различных вещей
A) Все объекты имеют одинаковую проводимость
B) Ощущение человека совпадает с измерением тела
C) Измерение температуры тела, сравнивая с объектами
D) Дотрагиваясь до объекта, можно измерить его температуру
E) Человек имеет сверхчувствительные нервы
27. Pаспознайте основную мысль текста:
Mогут ли люди…
A) найти связь между температурой и объектом
B) описать взаимодействие температуры и объекта
C) чувствовать предметы
D) чувствовать температуру объектов
E) определить температуру
Суммативное оценивание по литературе за I четверть
Задание1
ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Былина – это …
A. древнерусские эпические песни-сказания о подвигах богатырей
B. древнерусские песни об исторических событиях и личностях
C. древнерусское сказание, имеющее поучительный смысл
D. древнерусское предание, рассказывающее об исторической личности
2. Определите, какой художественный прием использован для яркой характеристики образа Соловья-разбойника в строках:
Засвистел тут Соловей по-соловьиному, Закричал, собака, по-звериному, Зашипел, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравушки уплеталися, Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.
A. Сравнение В. Эпитет
С. Гипербола
D. Метафора
3. Кто в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предсказывает главному герою его судьбу?
A. Ольга
B. Кудесник
C. Игорь
D. Дружинник
4. Какое напутствие полковник перед боем дал своим солдатам в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
A. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы!»
B. "Пора добраться до картечи!"
C. «Уж постоим мы головою За родину свою!»
D. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой!»
5. О чем говорит Чингисхан со своим сыном Чагатаем, в чем его упрекает? Выберите строки, в которых наиболее точно раскрывается причина гнева героя:
A. Желторотый птенец,
С детства учил тебя жизни отец. Сына родного я не узнаю.
Разве забыл ты легенду мою?
В. Ровно полгода Отрар окружен, Но до сих пор не сожжен.
И не раздавлен проклятый народ. Как ты посмел опозорить наш род?
С. Неужто победа опять за тобой? Неужто я дух не сумел побороть, Терзая твою беззащитную плоть?
Д. Кто родину предал, сомненья гоня
Тот завтра предаст с потрохами меня.
Чтоб больше так низко не мог ты упасть Использую богом мне данную власть.
Задание2
Рассмотрите внимательно таблицу. Пункты плана характеристики героя пронумеруйте в логической последовательности. Соотнесите пункты плана характеристики литературного героя с примерами из произведения А.С. Пушкина.
Запишите примеры из произведения в логическом порядке, чтобы получился цитатный план характеристики литературного героя.
Пункты плана характеристики героя Примеры из произведения
Значение героя в художественном произведении Олег – «могучий» князь Руси
Описание внешности Олег –смелый воин- «села .. обрек он мечам и пожарам; и «вещий»: то есть мудрый, хитрый, дальновидный политик
Поступки героя Могуч «в цареградской броне», с кинжалом в руках, с мрачным взором Вещий Олег
Черты характера героя С героя утверждается мысль о неизбежности рока, судьбы: «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»
Социальное положение героя Олег расстается с «верным конем», погладив «верного друга прощальной рукой»
УрабаллыпЗадание 3
Напишите развернутый ответ на вопрос: «Кого ты считаешь победителем в произведении М. Шаханова «Отрарская поэма о побежденном победителе»? Почему?
Объяснение:
ннеуы
ычмоон сты ССР
то
1.Напротив того, трудно описать моё восхищение.
2.Мне было стыдно.
3. И нужно было нанимать в дядьки басурмана.
4.Нечего их ни жалеть, ни халовать.
5. Швабрина сказнить не беда; а не худо и господина офицера допросить порядком.
6.Тебе бы всё душить да резать.
7.Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачёву и управляемой Швабриным, было не возможно.
8.Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру.
9.Начинало смеркаться.
10. Как будто у барина не стало и своих людей.
11.Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорскрой крепости куда-нибудь подальше.