Задания по суммативному оцениванию за раздел «Астрономия: звёзды и созвездия»
Задание
1. Прочитайте текст.
2. Определите основную мысль текста и запишите ее.
3. На основе прочитанного текста составьте и запишите диалог-расспрос:
руководителя астрономического кружка и школьника (-цы) на тему «Что
люди знают о звездах?» (см. ПРИМЕЧАНИЕ)
4. Составьте два «тонких» и один «толстый» вопросы (см. ПРИМЕЧАНИЕ).
5. Составьте тезисный план текста.
6. Выпишите выделенные глаголы, вставьте гласные в окончания, определите
спряжение, выделите окончания.
Если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстан…т
великолепная картина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков
складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что
это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем,
что это не фонарики, а звезды. Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как
рождаются звезды и как долго они живут? Об этом наш рассказ.
Чтобы понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше
Солнце - это звезда! «Но как же так? - спросите вы. - Ведь Солнце - большое и горячее,
а звезды такие маленькие и совсем не гре…т». Весь секрет в расстоянии. Солнце находится
практически «рядом» всего-то каких-то 150 миллионов километров, а звезды находится
так далеко, что ученые даже не используют понятие «километры» для измерения
расстояния до звезд. Они придумали особую единицу измерения, которая называ…тся
«световой год».
Звезды, которые мы наблюдаем, различаются по цвету и по яркости. Самые
«холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие - голубоватый оттенок. Наша
звезда Солнце относ…тся к классу желтых звезд. Подсчитать даже хотя бы примерно
количество звезд во Вселенной практически невозможно. Зато людям точно известно
количество звезд, которые мы видим с поверхности Земли невооруженным глазом. Таких
звезд около 4,5 тысяч.
Примечание. Ознакомьтесь со справочным материалом.
I. Как составить диалог
1. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников (вопросов, ответов,
возражений и т.д.)
3. Реплика - каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
4. Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится
тире.
5. В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и
словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.
6. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.
7. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных
предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из
предыдущих реплик, обстоятельств разговора и внеречевой ситуации.
II. «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может…?
Будет …?
Мог ли ?
Как звать …?
Было ли …?
Согласны ли Вы …? Будет…?
Верно ли …?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему…
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете…
В чём различие…?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может…?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли…?
, у меня сор
2.ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ
3.ИСТОРИЧЕСКОЕ
4.НЕЗНАЮ
5.ХОРОШИЕ
6.
Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень.Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметною долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
7.ПРАВ