Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2020-2021 учебный год
7–8 классы
1. Распределите перечисленные ниже слова по группам:
1) ЧН произносится как ЧН,
2) ЧН произносится как ШН,
3) возможны оба варианта.
Античный, горчичник, скучно, булочная, библиотечный, копеечная монета, конечно,
нарочно, яичница, копеечная душа.
2. Обозначьте графически признак, объединяющий данные слова: ремень, кремень, призыв,
созыв, досуг, недуг, кинза, щавель, договор, христианин, духовник, ломоть.
3. Переведите на современный русский язык отрывок из «Поучения Владимира Мономаха».
( ). Объясните образование выделенного числительного ( ).
А се в ъ Ч ь рни говѣ дѣ ялъ е смъ: ко нь дик ы
х ъ свои ма рука м а с ъ вяза лъ е см ъ въ
пу
щ ах ъ де сять и д ва десять живы х ъ ко нь, а кромѣ того же и же по рови ѣ здя
и малъ е смъ свои ма рука ма.
4. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки в предложении ( ). Определите
контекстное значение подчѐркнутого слова ( ). Укажите автора и название
произведения, из которого взято данное предложение ( ).
Бывало покуда поправляет Карл Иваныч лист с диктовкой выглянешь в ту сторону,
видишь чѐрную головку матушки, чью(нибудь) спину и смутно слышишь (от)туда говор и
смех; так сделается досадно, что нельзя там быть и думаешь: «Когда же я буду большой,
перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми кого я люблю?»
5. Расшифруйте смысл выражения «зарыть талант в землю» ( ). Определите значение
слова «талант» в данном выражении ( ).
6. Продолжите пословицы. Ум хорошо… . Назвался груздем… . Гусь свинье… . Не спеши
языком… . Голод не тѐтка… . Не всѐ коту масленица… .
7. Напишите миниатюру в художественном или публицистическом стиле, используя в
качестве основной темы одну из пословиц задания 6.
8. Расшифруйте часто употребляемые в речи аббревиатуры: ЕЭС, ЖКХ, НТВ, ЕГЭ (4
). Придумайте свои варианты (не менее 3-х) аббревиатур ( ). Обоснуйте
необходимость использования аббревиатур в современном языке ( ).
9. Исправьте ошибки в предложениях.
Выполнять задания ему ничего не мешало.
Местные аборигены радовались дождю.
Зимой многие животные бросаются в спячку.
Он проголосовал за это решение обоими руками.
Горжусь пятидесятью кустами посаженных роз.
№ вопроса № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 Всего
Кол-во 3 б 2 б 7 б 7 б 5 б 6 б 5 б 10 б 5 б 50 б
ФИНАНСОВЫЙ — касающийся расчетов прихода и расхода, имеющий отношение к денежным оборотам, относящейся к доходу;
Медикаменты - Лекарства, лечебные средства.
Референдум - Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.
Консультация -
1. Совещание специалистов по какому-н. делу, вопросу.
"Созвать консультацию юристов"
2. Совет, даваемый специалистом.
"Получить консультацию"
Ликвидация -
1. Прекращение деятельности чего-н. напр.предприятия учреждения.
2. Уничтожение кого-чего-нибудь
Координировать - Согласовать -совывать установить -навливать целесообразное соотношение между какими-н. действиями, явлениями.
Обеспечение - То, чем обеспечивают кого-что-н. (материальные ценности, деньги и т. п.).
Объяснение:
ответ: Вводные слова и словосочетания
Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых различаются по значению несколько основных групп.
а) Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу и др. Например: К великой нашей радости, погода улучшилась. Вчера, как на беду, началась гроза.
б) Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, возможно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, очевидно, по-видимому, видимо, разумеется, само собой разумеется, безусловно, в самом деле, действительно, подлинно, наверное и др. Например: В самом деле, ничего нового мы не узнали. Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. (Л. Т.) Щенок, видать, из породистых. (Н.- П.).
в) Вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по мнению…, по сведениям…, по-моему, дескать, мол, помнится, слышно и др. Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. (Гонч.) Я, помню, весной возвращался от вас. (А. Н . Т.).
г) Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых и т. д . , наконец, далее, прежде всего, наоборот, напротив, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кстати, стало быть, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, главное, например, таким образом и др. Например: Прежде всего, давайте выясним причину конфликта. Во-первых, не нужно торопиться с ответом, во-вторых, следует серьезно продумать все возможные варианты. Стало быть, вы отказываетесь участвовать в нашей работе?
д) Вводные слова, указывающие на приемы и оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, короче говоря, иначе говоря, как говорится, так сказать и др.; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т. п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря. Например: Иванов приходил первый, задерживался после смены, словом, не считался со временем. Все мы, как говорится, трудились в поте лица.
е) Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите, знаешь (ли), знаете (ли , извините, простите, веришь (ли), верите (ли), скажем, допустим, предположим и др. Например: Где же это, позвольте, было? (Павл.) А я, видите ли, никогда не служил… (Пан.); А вы прощенья, кто такие? (Выс.).
ж) Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем говорится (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.), показывающие степень обычности того, о чем говорится (бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.), выражающие экспрессивность высказывания (по справедливости, по совести, смешно сказать и др.). Например: Бывает, моего счастливее везет. (Гр.) …Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (Т.) Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией. (Сим.) Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее… (Т.) Честно говоря, устал после лекции (Сим.)