Запиши предложения я в две группы : а) придаточные части присоединены к главным союзными словам; б) придаточные части присоединены союзами.
Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень живописном месте.
Мы не могли выйти из палатки, так как шёл проливной дождь.
Никто не знал, куда ушли ребята.
Мне кажется, что небо стало ещё темнее.
Он сообщил нам, где живёт Игорь.
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 классеТема: «Синтаксис и пунктуация». Работа в группах Вариант 1Цель:– определить степень усвоения понятий: синтаксис, пунктуация;– выявить степень усвоения определённых навыков: отличать простое предложение от сложного; различать сложные предложения: сложное бессоюзное, сложносочинённое и сложноподчинённое;–выявить производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений.Задание № 1.Составьте и запишите схемы предложений. Знаки препинания не расставлены.Зима будет холодной если белка делает большие запасы.Море утихло и только изредка глухо вздыхало.Капля по листику щёлкнет и сорвётся лист.
Задание № 2.Сделайте предложение побудительным и запишите, выделите основу.Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.
Задание № 3.Укажите номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания в предложениях не проставлены) :Целый день трудится и поёт жаворонок чтобы люди работали веселей.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.Днём и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.Поезд пролетел через мост и Наташа загляделась на реку.
Задание № 4.Составьте из двух простых предложений сложное( сложносочинённое и сложноподчинённое);запишите полученные предложения; составьте схемы.
Взошло солнце. Ожил каждый кустик.Болота уже начали замерзать. Первыми в путь тронулись болотные птицы.
Вариант 1Задание № 5.Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните основы, составьте схемы предложений.
Язык богатство народа.Пословицы можно легко и быстро запомнить потому что они похожи на короткие стихи.А какие пословицы знаете вы ребята?Море порт город горы всё превратилось в глухую тьму.
Задание № 6.Спишите, расставляя знаки препинания;замените прямую речь косвенной;составьте схемы всех предложений.
1 Вы меня губите закричал Дубровский2. Мальчик сказал Я поеду с бабушкой
Задание № 7.Выполните синтаксический и пунктуационный разборы:
Мой старый клён с могучею листвою, ещё ты густ, и зелен,тенист…2. На чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин.3. Каждый день был наполнен умом, силой, человеческой теплотой, дружбой – всем самым прекрасным в мире.
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 классеТема: «Синтаксис и пунктуация». Работа в группах Вариант 2Цель:– определить степень усвоения понятий: синтаксис, пунктуация;– выявить степень усвоения определённых навыков: отличать простое предложение от сложного; различать сложные предложения: сложное бессоюзное, сложносочинённое и сложноподчинённое;–выявить производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Задание № 1.Составьте схемы предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Олени осенью перебираются к югу, где они находят больше корма.2. Зима серебристой пеленой одела горы и луга.3. Даже птицы сегодня не пели, и осина уже не дрожит. (А.Ахматова)
Задание № 2.Сделайте предложение побудительным и запишите, выделить основу.
Ребята старательно изучают грамматику.
Задание № 3.Укажите номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания в предложениях не расставлены) :
Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу.Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце.Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.
Вариант 2Задание № 4.Составьте из двух простых предложений сложное( сложносочинённое и сложноподчинённое);запишите полученные предложения;составьте схемы.
1. Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.2. Небо заволокло тучами. Началась гроза.
Задание № 5.Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните основы, составьте схемы предложений.
Режиссёр главный организатор и создатель спектакля.Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)Всюду в пустыне в горах и даже в прибрежном городке были проблемы с водой.
Задание № 6.Спишите, расставляя знаки препинания;замените прямую речь косвенной;составьте схемы всех предложений.
1. Славная у тебя лошадь говорил Азамат2. Ефим сказал Это мой сосед
Задание № 7.Выполните синтаксический и пунктуационный разборы:1. Над усталой, поблекшей землёй неподвижные тучи висят.2. Слёзы людские, о слёзы людские, льётесь вы ранней и поздней порой… (Ф.Тютчев)3. Утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы.
признак предмета по действию и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся.
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам
и родам и имеют такие же падежные окончания:
синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.);
решенный (вопрос) – решенные (вопросы);
улыбающийся (мальчик) – улыбающаяся (девочка) – улыбающееся (дитя).
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:
Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам.