— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире. — Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
Ржа железо ест, а печаль ест сердце.
Синтаксический анализ сложных предложений.
б) Беседа по записанным пословицам.
- Как произносится вторая часть предложения?
- С чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
Сделайте вывод.
(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).
а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
Шерстяной свитер, жареный гусь, руки искусаны комарами, временные трудности, топлёное в печке масло, поля ограничены рвом, бесприданница, названный в честь героя проспект, вещь продана, не гость, книги прочитаны, упрощенность, в нем объединенные сила и изящество, безукоризненно логичные формы, собственный дом, ось вращения направлена перпендикулярно, время было проведено непосредственно за игрой, основанная на преодолении тренировка, водяной лёд, сила нарастала постепенно, переменный ток, современный центр, бетонный блок, смешанный с водой песок, старинная ваза, церковь увенчана куполом, гранненый стакан, туманный восток, барабанная дробь, длинный, нежданно.
1)Листья растений и зеленые оболочки плодов содержат аскорбиновую и лимонную кислоты, а также дубильные вещества.
2)В воздухе парило, и день обещал быть нестерпимо жарким, накалённым и напряжённым.
3)Ветер стихал и сдержанная прохлада начинала распространяться в юном винограднике.
4)Язык отражает в своих словах как общие человеческие понятия так и особенные,неповторимые явления культуры народа.(прост.,распр.,невоскл.,двухсостав.,ослож. однород обстоятельст.)
5)Стало светлее и на обыкновенном ничем не украшенном столе мы увидели голубые и белые тарелки, с мелкими трещинками, и старые металлические и деревянные ложки.
6)Отваренный и очищенный картофель нужно выложить на доску, и разрезать пополам или на четвертинки
7)Я забрался на запылённый чердак и долго искал свой сундучок с письмами, однако находил только груды потрепанной одежды да связки пожелтевших обшарпанных газет.
8)Она хорошо знала языки немецкий, французский и английский, и учила этому своих детей.
9)Эта мельница и кустарник, и запах листьев-всё было ново необычно
Объяснение: