– Запишите предложения, определите значение и синтаксическую роль одинаковых слов. Объясните орфограммы. Дайте характеристику причастий. 1) Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме.
Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.
2) Этот деревянный дом построен лет двести назад.
Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать навыки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: работа с учебником, пояснения учителя, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Повторение темы «Вводные слова».
Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характеристику причастиям:
1) Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме. Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.
2) Этот деревянный дом построен лет двести назад. Открывший мне дверь незнакомец пригласил
в гостиную, вас ждут».
Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть вводные слова (казалось они не являются членами предложений.
Во вторых предложениях каждой пары эти слова - члены предложений: казалась бесконечной - часть сказуемого глагол-сказуемое в повелительном наклонении.
Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.
II. Чтение и анализ нескольких выборочных изложений
III. Изучение темы «Морфологический разбор причастия»
1. Слово учителя.
Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятельных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоятельно изучить порядок разбора причастия с учебника,
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 23).
IV. Практические задания
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные - в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор
причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:
- Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)
IV. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхождении этих слов, найти общее значение. Акварель, аквариум, акваланг.
Домашнее задание
1. §23.
2. Упражнение 131.
3. Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Объяснение: