Запишите предложения. расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. в этих предложениях подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются.
1) за столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку. 2) он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. 3) хотите чайку спросила люда поглядывая то на никодима павловича то на бабушку и едва сдерживая смех. 4) и рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и маши(н, нн)ого масла. 5) тихое небо скромно мерцающ.. и (не)подвижные рябины с черной листвой и еще более черными ягод и белые, словно меловые, тропки пересече(н, нн)ые тенями и полосатый туман (в)дали за овинами все было спокойно бе... блёкнут к осени деревенские полянки. летом они щедро , нн)ы алыми б..рюзовыми белыми цветами и густой тяжелый от медовых запахов воздух (не) подвижно стоит над землей. а сейчас все потускнело и цветы и травы (по с. антонову.)
1. Найдите слово с неверно выделенной ударной гласной:
В. понЯл;
2. Выберите архаизм:
А. кафтан;
3. Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие:
Г. дорога
4. Определите разряд местоимения себя:
Б. возвратное;
5. Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы:
Г. деревяННый – правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, пишется НН, так как суффикс -ЯНН- всегда пишется с двумя буквами Н. (это слово исключение);
6. Выберите слово, строение которого соответствует схеме приставка →корень→окончание
А. насыпь;
7. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова:
Б. более выше;
8. Выберите разноспрягаемый глагол:
В. бежать;
9. Укажите строку, в которой во всех словах пропущена одна и та же буква:
Г. выбИрать, дисцИплина, взИмать;
10. Выберите слово с чередующейся гласной корня:
В. слагаемое;
11. Укажите предложение, в котором союз И связывает части сложного предложения.
А. На этот раз на столе стоит чашка с толокном и деревянные ложки усиленно работают.
12. Выберите пару слов, которая является словосочетанием:
В. добывать золото;
13. Укажите предложение с обращением.
Б , лес, за твою прохладу в летний зной!
14. Найдите грамматическую основу в предложении. Стрелочник внимательно прислушивался к ночной тишине.
А. стрелочник прислушивался;
15. Выберите предложение, в котором пропущена только одна запятая.
Г. Ночные бабочки то взлетали на огонь свечки, то исчезали в чёрном воздухе.
Казахстан – земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Земля, на которой родились и живут тюркоязычные народы Евразии, в т.ч. и казахи, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В XX в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства [1].
Начало изучения кочевых народов Центральной Азии, описания их быта и нравов в целом находят в китайских исторических источников. Основателем науки о кочевых народах Центральной Азии считают автора «Исторических записок» («Ши-цзи») Сыма Цзяня (II в. до н.э.). Известен «Сборник летописей» персидского ученого Радиша ад-Дина (XIII–XIV вв.) о политической истории Центральной Азии, связанной с Чингис-ханом [2,99-108].