Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Запишите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с чего присоединяется к главному. Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
Задание 2. Распределительный цифровой диктант
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прочитать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.Средства связи одинаковые, по ним нельзя определять вид придаточного,ТОЛЬКО ПО ВОПРОСУ. К придаточному определительному задаём вопрос от сущ., а к изЪяснительному от глагола, причастия, деепричастия.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ-проверьте себя
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
Задание 3. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.
Задания к тексту:
а) Произведите полный синтаксический разбор предложения .
Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.
Задание 4:переделайте предложения с ПР в СПП с придаточным изъяснительным.
Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
на долю которых выпали необычайные да и опасные приключения.
Отправившись путешествовать во время половодья, они оказались на необитаемом
острове, непроходимыми болотами отрезанном от всей земли. Хлопцам грозила
гибель...
Но они выстояли, преодолели все трудности взрослым обезвредить
и задержать опасную шайку бандитов. И в этом проявились не только мужество
полесских робинзонов, а прежде всего взаимо готовность к
самопожертвованию и крепкая, верная дружба.
I
Отважные путешественники. - Среди моря. - Крушение корабля. -
Путешествие по воде. - Незнакомый берег. - Подсчет имущества.
- Правь туда, вон в тот лесок! Интересно покататься в челноке по лесу.
Долговязый Мирон, крепко вцепившись руками в борта, сидел на корточках
на дне выдолбленного челнока - "душегубки". Колени его едва не доставали до
носа. Показывая на лес, он вдруг поднял руку и даже привстал немного.
Челнок качнулся.
- Да не крутись ты! Видишь...
Виктор, стоя управлявший челноком, не успел договорить - потеряв
равновесие, он неловко растянулся и лодке. Душегубка качнулась еще сильнее,
зачерпнула воды. Хлопцы тут же распластались на дне и даже затаили дыхание.
Наконец челнок успокоился, в нем заплескалась вода.
- Видишь, чего натворил! - с упреком сказал Виктор. - И нужно было тебе
вставать! Вычерпывай теперь!
- Да сам же ты и виноват! - огрызнулся Мирон. - Пофорсить захотел: вот,
мол, как я ловко справляюсь с этой паршивой "душегубкой".
- Ну и справился бы, если б ты спокойно сидел!
- Я и сидел, а вот ты забыл, в каком корыте едешь. Чего стоял во весь
рост?
Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.
Шёл дождь и два студента; один в университет, другой шах.
Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)