Заранее благодарна
Лексические нормы современного русского языка
Упражнение 1. Укажите тип лексической ошибки, предложите свой вариант правки.
1. Рост юных фигуристок стимулируется при показательных выступлений. 2. Нам надо одолжить пару сотен рублей. 3. Я все доклады на конференции. 4. Следует завершить поставки до 31 декабря. 5. Игрок не имеет права бежать обратно, пока не попадет в корзину. 6. Врач обошел седьмую палату. 7. Я важный комментарий к статье. 8. Вы так увлечетесь книгой, что захотите закончить прочтение. 9. Н.Г. Чернышевским книга упоминается в ссылке. 10. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации в транспорте, на улице, в магазине.
Упражнение 2. Составьте словосочетания с паронимами. Обращайте внимание на сочетаемость. При возникновении трудностей пользуйтесь словарями паронимов.
Обледенеть – оледенеть; здравица – здравница; академический – академичный; артистический – артистичный; бедный – бедственный; будний – будничный; надеть – одеть; сытный – сытый; фабрикант – фабрикат, хищнически – хищный, доверчивый – доверительный, соседний – соседский, дипломат – дипломант, деловитый – деловой, доходчивый – доходный, барский - барственный, акулий – акуловый, ароматичный – ароматический, несовершенство – несовершенность.
Упражнение 3. Выберите правильный из предложенных в скобках паронимов.
1. Наше общество, к сожалению, отличает (потребительная, потребительская) психология. 2. Ты уже вырос из своего (праздничного, праздного) костюма, пора покупать новый. 3. Современный выпускникам вузов не хватает (практических, практичных) навыков. 4. На международном конкурсе молодые исследователи (предоставили, представили) много интересных проектов. 5. Слово (предоставляется, представляется) нашему гостю из Вьетнама. 6. Вся его (представительная, представительская) фигура говорила о том, что он знает себе цену. Порой даже слишком. 7. В первую неделю октября в нашем театре вас ждут несколько (премьерных, премьерских) вечеров.
Упражнение 4. Отредактируйте предложения, назовите тип лексической ошибки.
1. Платье мечты надо знать в лицо заранее, чтобы именно оно было одето на тебя в счастливый день, а не точная его копия. 2. В 2014 году закончил службу по призыву и был направлен к месту призыва на постановку на учет в военном комиссариате. 3. Надежда постигает первые азы тенниса. 4. Пошел модный тренд – самим не понимать и другим приписывать непонимание Льва Толстого, Достоевского и «Пушкиных», упражняясь при этом в гопническом остроумии. 5. Наш салон является уникальным центром профессиональной коррекции фигуры и избыточного веса, который располагает соответствующим медицинским оборудованием от мировых производителей и клиентам в наличии серьезных сопутствующих заболеваний.
Упражнение 5. Замените в тексте выделенные слова и выражения фразеологизмами. При затруднении пользуйтесь словарем.
Вот мы и на пятом курсе! Даже не верится! Так быстро пролетели эти пять лет. Правда, нас не столько, сколько было на первом курсе. Димка Войтенко еще в конце второго курса уехал на Север за быстрым и легким заработком. Хотя жаль! Про него с первого курса преподаватели говорили: «Ваш Дима такой умный, такой талантливый!».
Аня Симонова после первого семестра перевелась на геологический факультет, а через год на дизайнерский, а потом и вовсе в Красноярск уехала. Она никогда не знает, чего хочет, у нее несколько раз за день все меняется. Недавно общались с ней в «Одноклассниках». Работает продавцом элитной мебели.
Женя Иванина недавно отчислилась. Странно, конечно, хотя она всегда была замкнута, никогда не знаешь, о чем она думает.
Наша звезда Аллочка в семестре взяла академ. Мы все удивлялись, как она до пятого курса дошла, вечно плохо училась, всё выполняла так себе. Даже обидно было, усердно работаешь, а она никаких усилий не прилагает, и все ей нипочем.
А вот Серегу Евгеньева вся группа жалеет. Высокий, широкоплечий, веселый, открытый, вот только учеба ему не давалась. Мы как могли, но отчислили из-за сопромата. Сейчас в армии. Недавно Егору Семенову звонил, они со школы всегда вместе. Егор говорит, Сережа будет восстанавливаться на заочное.
Наша группа очень дружная. Нам уже сейчас жаль, что скоро мы расстанемся и будем видеться реже. Надеемся, что несмотря на заботы, будем находить время на встречи и звонки. Студенческая дружба крепкая.
Северо-западный ветер, русско-французский словарь, садово-огородный инвентарь, сельскохозяйственный работник, кровеносный сосуд, нефтеперерабатывающий комбинат, шахматно-шашечный турнир, лесозаготовительное производство, изжелта-оранжевый апельсин, пятиэтажный дом.
Объяснение:
Дефисное написание имён прилагательных:
1. Если между двумя основами можно вставить союз "и", то там ставится дефис:
Например: шахматно-шашечный - шахматный и шашечный.
2. Если имена прилагательные образованы от имён существительных с дефисом, то там ставится дефис:
Например: Санкт-Петербург ⇒ санкт-петербуржский.
3. Если имена прилагательные обозначают оттенки цветов и качеств предметов, пишутся через дефис:
Например: серо-чёрный, горько-кислый.
4. Если имя прилагательное начинается с военно-, учебно-, научно-, массово-, народно-, то там ставится дефис:
Например: учебно-подготовительный, научно-популярный.
5. Если первая основа заканчивается на -ико, то там ставится дефис:
Например: историко-архивный, физико-алгебраический.
Зощенко Михаил Михайлович "Ёлка"
1. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. (Р.п., единственное число);
2. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. (Т.п., единственное число);
3. Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату. (И.п., единственное число);
4. Это Минькина работа. (И.п., единственное число).
Объяснение:
Чтобы определить падеж у разных частей речи (в данном случае у имён прилагательных), то надо вспомнить либо вопросы, либо вс слова:
Именительный падеж: (есть) кто? что?
Родительный падеж: (нет) кого? чего?
Дательный падеж: (дать) кому? чему?
Винительный падеж: (вижу) кого? что?
Творительный падеж: (доволен) кем? чем?
Предложный падеж: (думать) о ком? о чём?