Переходный глагол - глагол, который употребляется для выражения действия одного участника (агента) ситуации направленного и оказывающего влияние на другого участников ситуации. Пример: человек строит дом и человек строит.
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? /что? , писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.
При определении переходности или непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Сравни: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от
Примечание. Переходность или непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Сравни: Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).
1. Мы проходили мимо играющих ( НСВ, н.в., множественное число, Р.п.) в прятки малышей, мимо смеющихся ( НСВ, н.в., множественное число, Р.п.) и сплетничающих ( НСВ, н.в., множественное число, Р.п.) девочек и увлеченных ( СВ, п.в., множественное число, Р.п.) чем- то мальчиков. 2. Сыгранный( СВ, п.в., единственное число, м.р., И. П.) вальс еще звучал у меня в ушах. 3. Девочка СВ, п.в., ед.ч., ж.р., И.п.) до нитки, стояла у порога. 4. Ученик, награждаемый( НСВ, н.в., ед.ч., м.р., И.п.) уже неоднократно, стоял на пьедестале и улыбался. 5. Бывшие ( СВ, п.в., мн.ч., И.п.)выпускники с гордостью отзывались о своих минувших( СВ, п.в., мн.ч., П.п.) школьных годах.
Переходный глагол - глагол, который употребляется для выражения действия одного участника (агента) ситуации направленного и оказывающего влияние на другого участников ситуации. Пример: человек строит дом и человек строит.
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? /что? , писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.
При определении переходности или непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Сравни: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от
Примечание. Переходность или непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Сравни: Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).