Процесс переноса пыльцы из пыльников на рыльце пестика. различают самоопыление, когда пыльца в одном и том же цветке переносится из пыльников на рыльце, и перекрестное опыление, когда пыльца переносится с одного цветка на другой.самоопыление свойственно растениям, имеющим двуполые цветки. большинство растений при самоопылении дает семена (это растения-самоопылители — ячмень, овес, горох, просо), у некоторых семена не образуются (у ржи, риса, капусты).самоопыление может наблюдаться в неблагоприятных условиях, когда цветок совсем не раскрывается, и может быть запасным актом на тот случай, если не произойдет перекрестного опыления; у некоторых растений, кроме нормальных цветков, которые раскрываются, имеются еще мелкие, невыразительные, почти не раскрывающиеся, но семена самоопылению (у фиалок, многих злаков — ячменя, овса, проса, некоторых пшениц).потомство, полученное от самоопыления, малопрогрессивно. таким растениям угрожает вырождение. поэтому в природе у растений-самоопылителей по крайней мере небольшой процент цветков должен подвергнуться внутривидовому опылению. полученные в результате этого растения имеют другие отцовские и материнские зачатки, их приспособительные возможности больше, они лучше выживают в процессе естественного отбора. все это способствует сохранению вида. однако самоопыление имеет значение в селекции при выведении чистых линий.перекрестное опыление биологически выгоднее, так как при этом возрастают возможности рекомбинации генетического материала. осуществляется оно с разных внешних факторов.анемофилия (анемогамия) — ветроопыление (около 1/10 всех покрытосеменных растений — анемофилы). у анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны соцветия, пыльцы образуется много (у кукурузы — до 50 млн. пылинок), она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу» легкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров. пыльники расположены на длинных тонких нитях. рыльца пестика широкие или длинные, перистые и высовываются из цветков. анемофилия свойственна почти всем злакам, осокам, ветроопыляемыми являются береза, ольха, осина, тополь, дуб, грецкий орех, орешник, хмель, конопля, крапива и др.энтомофилия (энтомогамия). перенесение пыльцы насекомыми (пчелами, осами, шмелями, муравьями, мотыльками). приспособлением растений к энтомофилии являются вырабатывание нектара, запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит неодновременно (неодновременное созревание пыльников и рыльца называется дихогамией) либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников — это явление называется гетеростилией, или разностолбчатостью. гетеростилия служит защитой от самоопыления (у плодовых, маков, ромашек, калины, шалфея, молочаев, гречихи и своеобразным приспособлением цветков к опылению насекомыми (теневыми бабочками, муравьями) является каулифлория — образование цветков на толстых стволах, крупных и мелких ветвях (теоброма какао, виды хурмы, фикусы).орнитофилия (орнитогамия) — опыление птицами (колибри). характерно для некоторых тропических растений с ярко окрашенными цветками, обильным выделением нектара, прочной эластичной структурой (орхидные).гидрофилия (гидрогамия ) - опыление с воды. наблюдается у водных растений (резухи, взморника и пыльца и рыльце этих растений чаще всего имеют нитеобразную форму.зоофилия (зоогамия) — опыление с животных. например, пыление некоторых тропических растений летучими мышами, лемурами, грызунами, слизнями. для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами - цветение ночью.искусственное опыление — искусственное перенесение пыльцы с тычинок на рыльце пестика. применяется в плодовом, декоративном садоводстве, цветоводстве, овощеводстве, лесном хозяйстве. искусственное опыление пыльцой другого вида или сорта растения называется скрещиванием. скрещиванию выведено, много новых гибридных сортов яблонь, груш, персиков, малины и других ценных культур.
Из моего педагогического опыта могу сказать, что дети после четырех лет с большим интересом слушают рассказы о космосе, звездах и планетах солнечной системы. Если обратить внимание малыша на звездное небо и начать рассказывать о звездах и созвездиях, то скорее всего вы на долго завладеете внимание крохи и он вам задаст кучу вопросов.Вспомните себя в детстве, как вас завораживало звездное небо. Да и сейчас, уже во взрослом состоянии, вряд ли найдется человек, равнодушный к звездному небу, космосу и тайнам, связанными с ними.Какие же знания можно дать самым маленьким в области астрономии? Конечно же, в первую очередь нужно ориентироваться на интерес ребенка. Кому то можно рассказать очень много, а кто-то ограничится только самыми поверхностными знаниями. В любом случае равнодушными дети к этой теме вряд ли останутся. Лично я таких не встречала.