Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Биология» 1 вариант 1.1 Составьте схему транспорта веществ в растении. Укажите последовательность органов растения, по которым перемещаются: вода и минеральные вещества (восходящий ток) [1] 1.2 Школьники вырастили три растения одного вида в разных условиях. Первое – в песке, второе – в водном растворе питательных веществ, третье – в глине. Объясните, в каком случае корневой чехлик окажется, лучше развит, и почему? [2] 2.1. На рисунке изображено внутреннее строение стебля. Объясните, как и благодаря какой структуре происходит рост стебля в толщину? [1] Какой цифрой обозначена эта структура на схеме? [1] 2.2. Рассмотрите рисунок. а) Определите тип проводящей ткани, изображенной на рисунке. ксилема флоэма [1] b) Выберите признаки, характеризующие эту ткань: A – обеспечивает водный обмен B - обеспечивает транспорт органических веществ C – проводящие элементы представлены живыми клетками D - проводящие элементы представлены мертвыми клетками с плотными оболочками E – основными элементами являются ситовидные трубки F – характерна только для высших растений [2] 3.1.. Выберите верный вариант соответствия группы животных, типа кровеносной системы и строения их сердца. Группа животных Тип кровеносной системы Строение сердца A Кольчатые черви незамкнутая
B Насекомые замкнутая C Рыбы замкнутая [1] 3.2. Заполните схему кровеносной системы, используя ключевые слова: полость тела, ткани и органы, сосуды, артерии, вены, желудочки. незамкнутого типа: Сердце→→ →→сердце [2] 3.3 Определите отличительные особенности незамкнутой кровеносной системы. [2] 4. Рассмотрите изображение внутреннего строения листа. а) Назовите структуру листа, обозначенную цифрой 5 b) Какую функцию она выполняет? [1] [1] 5.1. Рассмотрите рисунок, демонстрирующий эксперимент, проведенный учащимися. а) Кратко опишите эксперимент: [2] b)Сделайте вывод по результатам эксперимента: [1]
5.2. Растения поместили в закрытые сосуды и оставили в разных условиях на несколько суток. а) Объясните, почему свеча горит во втором сосуде и погасла в первом? [1] b) Опишите процесс, в результате которого не погасла свеча в первом сосуде. [2] 6.1. Распределите органы дыхания, характерные для позвоночных и беспозвоночных животных в соответствующие колонки: 1. 2. 3. 4. 5. Жабры Кожный покров Легкие Легочные мешки Трахейные трубочки [5] Кольчатые черви Раки Насекомые Рыбы Птицы 6.2. Проходя через носовую полость, воздух согревается, очищается, увлажняется. а) Объясните, какие особенности строения носовой полости обеспечивают: согревание воздуха очищение воздуха увлажнение воздуха [2] b) Почему дети, у которых затруднено дыхание через нос, чаще болеют простудными заболеваниями?
1)Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация (от греч. hierarchia – порядок подчинения). Части биологических систем сами являются системами, состоящими, в свою очередь, из взаимосвязанных частей. Например, организм является частью популяции и может состоять из одной или множества клеток. На любом уровне каждая живая система уникальна и отличается от себе подобных.
2)Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.
3)Уровни организации живой материи – это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов на нашей планете. Живая природа Земли поистине разнообразна. Организмы могут принимать различные размеры: начиная от простейших и одноклеточных микробов, переходя к многоклеточным существам, и заканчивая самыми крупными животными на земле – китами. Эволюция на Земле происходила таким образом, что организмы развивались от простейших (в прямом смысле) к более сложным. Так, то возникая, то исчезая, новые виды совершенствовались в ходе эволюции, принимая все более причудливый облик
1)Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация (от греч. hierarchia – порядок подчинения). Части биологических систем сами являются системами, состоящими, в свою очередь, из взаимосвязанных частей. Например, организм является частью популяции и может состоять из одной или множества клеток. На любом уровне каждая живая система уникальна и отличается от себе подобных.
2)Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.
3)Уровни организации живой материи – это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов на нашей планете. Живая природа Земли поистине разнообразна. Организмы могут принимать различные размеры: начиная от простейших и одноклеточных микробов, переходя к многоклеточным существам, и заканчивая самыми крупными животными на земле – китами. Эволюция на Земле происходила таким образом, что организмы развивались от простейших (в прямом смысле) к более сложным. Так, то возникая, то исчезая, новые виды совершенствовались в ходе эволюции, принимая все более причудливый облик
) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.
2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т. е. гомозиготных по этому гену (закрашены на схеме).
3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.
4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность
На схеме — стрелочкой обозначен пробанд — мужчина от которго начинали строить родословную. Т. к. он голубоглазый — его признак закрашиваем.
Генотип мужчины — аа; его жены — Аа.
Сын — аа.
Родители мужчины: Аа (и мать и отец, т. к. сами кареглазые, а сын голубоглазый, значит, они гетозиготны)
Родители женщины: мать — аа, отец — А? (может быть как Аа, так и АА)