с распадом мировой социалистической системы, с одной стороны, открывались возможности для глобализации мировой экономики, политики, культуры, а с другой — началась замена биполярного мира однополярным. В этом крылась угроза не только унификации многообразного мирового сообщества по единому образцу, но и формирования нового клубка международных противоречий. Выход из этой ситуации виделся ученым и политикам в органичном соединении общемировых тенденций развития со спецификой различных стран и народов, формировании многополюсной модели будущего мирового сообщества.
В культуре второй половины XX в. нашли продолжение тенденции, проявившиеся в предшествовавшие десятилетия, — демократизация, большая доступность художественной культуры для широких слоев общества, распространение массовой культуры на основе новейших технических достижений, развитие средств коммуникации, интернационализация культурной жизни. Наряду с этим сохранялась и приобретала новые формы индивидуализация духовного мира человека. Многие философы и представители художественной культуры стремились игнорировать окружающую действительность, жить в собственном внутреннем мире. Однако сами эти попытки, как правило, являлись реакцией на реальные события и проблемы. Поэтому при дальнейшем рассмотрении данной темы сосредоточимся на важном и интересном аспекте — связи культуры и времени, в котором культура существует.