Раскройте причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями, явлениями: А) ХХ съездом КПСС и десталинизацией общественно-политической
А) ХХ съездом КПСС и десталинизацией общественно-политической жизни в БССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Общество не могло больше развиваться по тоталитарному пути. Многие видели жизнь в Европе, многие недовольны репрессиями, необходимы были реформы, а новая власть должна утвердиться и завоевать доверие народа. С этой целью был проведен ХХ съезд КПСС в 1956 г. Н.С. Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Все перегибы и проблемы системы в целом, были представлены как последствия культа личности Сталина, а не деятельности коммунистической партии. Все изменения были направлены на преодоление последствий политического режима, существовавшего при Сталине. Ключевым моментом стала относительная демократизация общества (реабилитация, посещение США (впервые в истории), улучшение положения рабочих и колхозников, ослабление цензуры и т.д.), что способствовало оздоровлению морально-политической атмосферы в обществе.
Б) проведением мелиорации и химизации сельского хозяйства в БССР и усложнением экологических проблем.
Мелиорация – осушение заболоченных земель. Химизация – использование искусственных удобрений в сельском хозяйстве. Из-за перегибов проявились такие проблемы, как пожары на торфяниках, пересыхание водоемов и рек, загрязнение почвы и воды.
В) преимущественным развитием ВПК и тяжелой промышленности и существованием дефицита товаров народного потребления.
Преимущественное развитие ВПК было связано с противостоянием с капиталистическими странами. Огромные средства вкладывались в развитие тяжелой промышленности и ВПК, в модернизацию этих отраслей. Но преобладало устаревшее оборудование и технологии, что приводило к значимым затратам и выпуску продукции низкого качества. Эти средства могли бы значимо улучшить материальный уровень жизни населения, обеспечить их товарами и продуктами, но развитие легкой промышленности носило второстепенный характер, дефицит товаров народного потребления возрастал.
Г) индустриальным развитием БССР и организацией системы профессионально-технического обучения.
В ходе становления индустриального общества, развития производства, появления новых отраслей промышленности, развития науки возникла острая потребность в высококвалифицированных кадрах. Здесь значительную роль сыграла школа. С 1958 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Создавалась система среднего образования. Были открыты трудовые политехнические школы, работали школы рабочей и сельской молодежи, создавались ПТУ. Расширялась сеть высших учебных заведений.
Д) руководящей ролью КПБ и реализацией принципа социалистического реализма в белорусской литературе и искусстве.
Коммунистическая партия сохраняла руководящую роль, была направляющей силой общества. Деятелей культуры партия ориентировала на отражение социалистического общества таким, какое оно должно быть в идеале. Советская действительность – это высшее достижение человечества. Необходимо было показывать строительство социализма, успешное решение задач построения коммунизма. Всякое инакомыслие пресекалось, действовали административно-командные методы в культурной жизни, многие произведения создавались под указку партии.
Общество не могло больше развиваться по тоталитарному пути. Многие видели жизнь в Европе, многие недовольны репрессиями, необходимы были реформы, а новая власть должна утвердиться и завоевать доверие народа. С этой целью был проведен ХХ съезд КПСС в 1956 г. Н.С. Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Все перегибы и проблемы системы в целом, были представлены как последствия культа личности Сталина, а не деятельности коммунистической партии. Все изменения были направлены на преодоление последствий политического режима, существовавшего при Сталине. Ключевым моментом стала относительная демократизация общества (реабилитация, посещение США (впервые в истории), улучшение положения рабочих и колхозников, ослабление цензуры и т.д.), что способствовало оздоровлению морально-политической атмосферы в обществе.
Б) проведением мелиорации и химизации сельского хозяйства в БССР и усложнением экологических проблем.
Мелиорация – осушение заболоченных земель. Химизация – использование искусственных удобрений в сельском хозяйстве. Из-за перегибов проявились такие проблемы, как пожары на торфяниках, пересыхание водоемов и рек, загрязнение почвы и воды.
В) преимущественным развитием ВПК и тяжелой промышленности и существованием дефицита товаров народного потребления.
Преимущественное развитие ВПК было связано с противостоянием с капиталистическими странами. Огромные средства вкладывались в развитие тяжелой промышленности и ВПК, в модернизацию этих отраслей. Но преобладало устаревшее оборудование и технологии, что приводило к значимым затратам и выпуску продукции низкого качества. Эти средства могли бы значимо улучшить материальный уровень жизни населения, обеспечить их товарами и продуктами, но развитие легкой промышленности носило второстепенный характер, дефицит товаров народного потребления возрастал.
Г) индустриальным развитием БССР и организацией системы профессионально-технического обучения.
В ходе становления индустриального общества, развития производства, появления новых отраслей промышленности, развития науки возникла острая потребность в высококвалифицированных кадрах. Здесь значительную роль сыграла школа. С 1958 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Создавалась система среднего образования. Были открыты трудовые политехнические школы, работали школы рабочей и сельской молодежи, создавались ПТУ. Расширялась сеть высших учебных заведений.
Д) руководящей ролью КПБ и реализацией принципа социалистического реализма в белорусской литературе и искусстве.
Коммунистическая партия сохраняла руководящую роль, была направляющей силой общества. Деятелей культуры партия ориентировала на отражение социалистического общества таким, какое оно должно быть в идеале. Советская действительность – это высшее достижение человечества. Необходимо было показывать строительство социализма, успешное решение задач построения коммунизма. Всякое инакомыслие пресекалось, действовали административно-командные методы в культурной жизни, многие произведения создавались под указку партии.