Тема: Анализ конфликтной ситуации и определение стратегий выхода из нее (5 часов).
Цель: формирование профессиональных умений анализировать и разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде.
Задачи:
1. На основе художественного фильма «Это мы не проходили», 1976 год, выделить и проанализировать одну из конфликтных ситуаций (по выбору), возникшую в среде школьников (взрослых, студентов, студентов и взрослых, студентов и школьников, взрослых и школьников, педагогов, педагогов и школьников).
2. При анализе конфликтной ситуации:
Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация:
• определите наличие сторон конфликта: I сторону, инициирующую конфликт посредством действий (заявлений, социальных и физических действий), и II сторону, которой предъявляются претензии;
• укажите наличие противоречий между конфликтующими сторонами;
• укажите скрытые и явные причины конфликта;
• укажите наличие конфликтной ситуации (накопленные противоречия, осознание II участником направленных против него действий);
• выявите проявления конфликтной ситуации.
Определите тип увиденного конфликта в соответствии с изученной классификацией.
Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.
Этапы конфликта
1. Возникновение разногласий (накопление разногласий).
2. Возрастание напряженности в отношениях.
3. Осознание ситуации как конфликтной.
4. Конфликтное взаимодействие (разрешение конфликта).
5. Исход (разрешение) конфликта – устранение проблемы, породившей конфликт.
(Источник: Сущенко Учебник для вузов. – С. 288-296 – Конфликты и их разрешение)
Определите стратегии, которые используют участники конфликта (соперничество, сотрудничество, избегание, компромисс, при Проанализируйте, насколько были эффективны выбранные стратегии.
Опишите динамику конфликта.
Выделяется предконфликтная стадия, инцидент, кульминация и разрешение конфликта.
Укажите разрешения конфликта.
Посредничество или переговоры. Определяется форма посредничества. Определяется стиль ведения переговоров (принципиальные переговоры, позиционный торг, жесткий стиль, мягкий стиль).
Определите, что мешало участникам конфликта прийти к примирению.
Опишите, как участники конфликта переживали разрыв отношений.
Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.
3. Определить возможность возникновения подобных конфликтов в профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках[1], главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.
Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья начавшийся в 535 году н.э., но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью
Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.
Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
Объяснение: