1. Прокоментуйте події (або явища), про які йдеться у фрагментах джерел. У чому їхнє історичне значення? 1.1. «...Тим часом підросло молоде покоління, яке в своїх молодечих серцях мало більше віри
в життєві сили і майбутнє свого рідного народу, ніж його батьки. Воно знов підняло прапор
нашої національної самостійності і почало закликати до праці. Се покоління назвалося народовцями. Народовцями, – бо своєю задачею вважало працю для простого народу в рідній
мові того народу...» (М. Лозинський)
1.2. «...Один зі старших руських діячів, о. Стефан Качала, член-засновник “Матиці”, який разом із молоддю старався скерувати “Матицю” на добру дорогу, виклав у газеті “Слово” проект заснування нового товариства для просвіти народу і поставив йому за мету: “сприяти розвитку народної просвіти в напрямах моральному, матеріальному і політичному через видання практичних
книжок, брошур і т. д. тією мовою, якою народ говорить... Нагальні збори відкрив голова комітету Анатоль Вахнянин і розповів про заходи щодо заснування товариства...»(М. Лозинський)
1.3. «Найневідкладніші національні потреби галицьких русинів: бажано, щоб у Східну Галичину
призначалися лише такі службовці і судді, які доведуть своє належне знання руської мови –
усно і на письмі; бажано, щоб усі цісарсько-королівські органи влади, установи і суди в Східній Галичині стосовно руських сторін, а також з власної ініціативи користувалися лише руською мовою і руським письмом; бажано, щоб у Львівському університеті була створена
кафедра історії руського народу (з руською мовою викладання)...; бажано відкрити підготовчий клас при руській частині гімназії в Перемишлі і, крім того, ще одну руську гімназію в Східній Галичині...; бажано створити принаймні одну нову учительську семінарію руського типу і
вже існуючі семінарії для вчителів і вчительок у Львові, Станіславі, Тернополі і Перемишлі повністю утраквізувати (зробити двомовними. – Авт.)...»
Прежде всего они отличаются низким уровнем производительных сил. Он, в свою очередь, находит отражение и в показателях, которые фиксируют реальное экономическое положение, и в зависимости от развитых индустриальных стран, и в развитии связей по старой моделью "готовые изделия - сырье".
Во-вторых, их характеризуют многоукладность и двойственность структуры экономики, которая заключается в отсталого развития сельского хозяйства и ремесел, с одной стороны, и современной промышленности - с другой.
В-третьих, во всех странах третьего мира наблюдается зависимость социально-экономического и политического развития от мирового капиталистического хозяйства, реализации своей сырьевой продукции на мировых рынках.
По-четвертых, ключевые позиции в экономике развивающихся стран, занимает иностранный капитал.
в 520 году до н. э. персидский царь дарий i собрал 700 000 войско и двинулся с ним в скифию. дарий i решил отомстить скифам за их вторжение в мидию 100 лет тому назад. на самом же деле персидский царь задумал покорить не только азию, но и европу: разгромив скифов, он собирался захватить причерноморье, откуда греция получала пшеницу. эти богатые земли и решил захватить дарий, чтобы лишить грецию поддержки скифов. но поход этот не удался. о походе дария и про подвиг пастуха ширака поведали нам геродот, страбон и полиэн.«пустыня гетов — сплошная безводная равнина. здесь дарий, сын гистаспа, перейдя черезпетр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем своим войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул назад.персы переодели один из своих отрядов в скифские одежды, приблизились к скифскому войску, которым командовал царь скунха (скунхасак), и разбили его, воспользовавшись растерянностью скифов, не ожидавших такого коварства от персов».скиф по имени ширак пас коней вдоль реки едиль. в самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям омару, тамыру и сакесфару и сказал им: — сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. вслед за нами идет дарий со своей армией. если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! я выполню свой долг. но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не , пусть не почувствуют, что стали сиротами.- ширак! — ответили на это скифские цари. — ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. мы обещаем позаботиться о твоих детях. они не почувствуют, что стали сиротами. всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы! - а теперь, — сказал ширак, — изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. иначе они мне не поверят! но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.увидев персов, ширак закричал: - спасите меня! вот, смотрите, что они со мной сделали! я должен им отомстить! я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. так я им отомщу за издевательства надо мной! и ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.- вокруг, — говорил персам ширак, — колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. путь, которым мы идем, — единственный. о нем знаю только я один.так прошли они семь дней и ночей, и воины дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник ранасбат выхватил меч и устремился к шираку.- вот она победа! — воскликнул ширак. — я один победил войско персидского царя дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. а сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь! разгневанный ранасбат взмахнул мечом, и ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. гибель казалась им неминуемой. ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков! в этой западне, которую устроил персам табунщик ширак, погибла половина персидского войска. а вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку истр.а имя ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради * по книге о. жанайдарова «легенды древнего казахстана. детская энциклопедия казахстана». – алматы: аруна, 2007