2. Заполните пропуски, используя слова для справок. Казахские земли испокон веков являлись мостом, соединяющим Запад и Восток, через
них проходили несколько ответвлений этого пути. А расположенное на юго-востоке
Казахстана
было «основными воротами» для выхода на Восток. Все
средневековые города
находились вдоль Шелкового пути. Главное
направление пути, выходящего на Восток, пролегало через юго-восток
Оно
шло через Тараз, один из древнейших городов Казахстана. Именно здесь тюркский каган
Дизабул 568 году принимал дипломатическое посольство Юстиниана Пиз Византии во
главе со стратегом
прибывшее для заключения военного союза против
Ирана и решения вопросов о торговле шелком. Источники называют
«городом купцов».
А второе, северо-восточное ответвление, проходило через Алматы (Алмалык, Алматау),
Капшагай, Шенгельды, Алтынемель, Дунген и Койлык. Город Койлык (Каялык) славился
своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об
этом сообщает посетивший город
к монгольскому
тот же странствующий монах Вильгельм Рубрук. Пролегая мимо озера Алаколь, северо-
восточное ответвление шло также на восток. Третье, северное, направление пролегало после
Тараза через город Кулан, который китайцы называли «Цзюйлень». Кулан был известан как
«приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». Далее идя
параллельно с северо-восточным направлением, пересекало Хантау и через Балатопар и Или,
соединялось с ним в городе Дунген, затем от поселения Айнабулак вновь ответвлялось в двух
направлениях. Потом третье направление поворачивало на север в Сарканд и шло на северо-
восток Казахстана, а оттуда - в Монголию. Вот по этому направлению и караваны
знаменитого фламандского посла-путешественника
в Монголию к
все
Слова для справок: Земарх, Тараз, посол Людовика IX, Жетысу, В. Рубрук, хан Мункэ.
Падение эффективности социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск альтернативных идей и моделей развития.
Среди сторонников идей Кейнса, Гэлбрейта и других теоретиков расширенного вмешательства государства в социально-экономические отношения во имя сглаживания неравенства, поддержания высокого платеже спроса новых подходов не возникло. Неолибералы продолжали считать, что расширение функций государства в современных условиях не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Главным их гарантом выступало в новых условиях уже не «естественное право», а само государство «всеобщего благоденствия», политически нейтральное, руководствующееся рациональными соображениями. Критика этого государства, популистские тенденции начали рассматриваться как несущие угрозу установления тирании малокомпетентного большинства, как необходимое зло, которое приходится терпеть во имя демократии, хотя возрастающая роль социальных и иных массовых групп становится источником угрозы свободе личности.
Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма была трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство и связанные с ним структуры установят тотальный контроль над гражданами, ограничат их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.
Неоконсерватизм как идейное течение. Альтернативным и неолиберализму и радикализму стало такое идейное течение, как неоконсерватизм. Он объединил различные направления идейной и политической мысли под знаком традиционных ценностей: религиозных, национальных, культурных и политических традиций, которые для стран Запада связаны с идеалами демократии, свободного рынка. В политике неоконсерватизм ассоциируется с именами избранной в 1979 г. премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и сменившего ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджора, республиканца Р. Рейгана, ставшего президентом США в 1980 г., Г. Коля, канцлера ФРГ в 1982—1998 гг.
Особенность неоконсерватизма состояла в том, что его приверженцы шли на выборы под лозунгами перемен, поворота, обновления, в том числе за счет обращения к традициям. При этом, говоря о сохранении традиционных ценностей, неоконсерваторы сочетали их с потребностями модернизации, предлагая их новое понимание.
Расценивая государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства, неоконсерваторы призывали к сокращению его роли. Главным теоретиком экономики неоконсерватизма стал М. Фридмэн, считавший, что основное внимание надо уделять не перераспределению производимого