Средние века стали веком возрождения и становления системы образования в Европе, появляются первые города, а вместе с ними и первые университеты. Школяры, ваганты, как только не называли средневекового студента, свободного как ветер, романтика. Давайте же вернемся в это время и увидем сквозь призму образовательного процесса и социальных отношений, кто это студент, до сих пор являющийся главной интеллектуальной силой любого государства. Назовем его Жак, одно из самыз распространенных имен Франции, и пусть он будет учеником самого известного учителя того периода Абеляра. Жак, сегодня в Париже, завтра он отправляется в Шампань, ведь студент средневековья следует за учителями, чьи лекции им кажутся наиболее интересными. Жак не богат, для повышения социального статуса, студент должен получить не одно образование. Он снимает недорогое жилье, горожане не любят студентов, поэтому они осторожны в этом вопросе. Вот Жак на занятиях, он изучает богословие, ведь эта самая главная дисциплина средневекового образования, он учиться письму и умению красиво говорить, даже если не понимает значения слов, Жак обязан их учить, т.к. надо умно выражаться.
В промежутке между 1795 и 1866 годами материковая Франция (то есть, без учета её заморских владений и колоний) занимала второе место среди европейских стран по численности своего населения, уступая лишь России, и четвертое место в мире (уступая Китаю, Индии и России); между 1866 и 1911 годами материковая Францияпо численности населения стала третьей страной в Европе, уступая России и Германии. В отличие от прочих европейских стран Франция не испытала бурного роста численности населения в период с середины XIX века до первой половины XX века. Численность населения Франции в 1789 году оценивается приблизительно в 28 миллионов жителей; к 1850 году численность населения составила 36 миллионов, а в 1880 году – примерно 39 миллионов человек.