Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра. Это обстоятельство приписывается Ликургу, будто бы изгнавшему из государства все золото и серебро и заменившему их железной монетой, которая своей тяжестью и количеством должна была затруднить денежные обороты. Но в столь ранние времена не было ни надобности, ни необходимости отменять золотую монету: у спартанцев никогда не было большого количества благородных металлов, так что они не могли впоследствии даже доставить золота, потребного на позолочение головы Зевса Амикклейского. Поэтому скорее всего можно предположить, что малое количество золота и серебра во времена Ликурга было весьма естественно и только позже, когда в остальных греческих государствах золотая монета была уже в большом обращении, Спарта стала отличаться тем, что в ней было мало золота. Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования. При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.
Ход войны, 1775—1781 25 декабря 1776 г. вашингтон форсирует реку делавер19 апреля 1775 произошло первое вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами. британский отряд (700 солдат) под командованием смита был послан в конкорд (предместье бостона) для изъятия оружия из тайника, принадлежащего американским сепаратистам. однако отряд попал в засаду и отступил. схожий инцидент произошел в лексингтоне. британские войска заперлись в бостоне. 17 июня они предприняли вылазку против сепаратистов на холме банкер-хилл, где произошло кровопролитное сражение. сепаратисты отступили, но британский гарнизон бостона понес серьезные потери и воздержался от дальнейших активных действий. тем временем, 10 мая в филадельфии собрался конгресс 13 колоний, который с одной страны подал петицию королю георгу iii о защите от произвола колониальной администрации, а с другой начал мобилизацию вооруженного ополчения, во главе которого стал джордж вашингтон. король охарактеризовал ситуацию в североамериканских колониях как восстание (. rebellion) воодушевленные бездействием, американские сепаратисты предприняли осенью вторжение в канаду, надеясь на антибритански настроенного французского населения квебека. однако британские войска отразили вторжение. весной 1776 король направил для подавления восстания флот с десантом из гессенских наемников. британские войска перешли в наступление. в 1776 британцы вернули нью-йорк, а в 1777, в результате сражения при брендивайне, филадельфию. на фоне эскалации насилия 4 июля 1776 депутаты колоний приняли декларацию независимости и образования сша. в битве при саратоге американские сепаратисты вновь одержали победу над королевскими войсками. франция, надеясь ослабить своего давнего конкурента, поддержала американских сепаратистов и заключила франко-американский союз 6 февраля 1778. в америку были посланы французские добровольцы. в ответ великобритания в 1778 объявила войну франции, но францию и, соответственно американских сепаратистов, поддержала испания. в 1778-1779 британский генерал клинтон успешно воевал против сепаратистов в джорджии и южной каролине, и установил над ними полный контроль. однако после высадки 6-тысячного французского десанта (маркиз рошамбо) 17 июня 1780 на род-айленде, генерал клинтон поспешил к нью-йорку, чтобы деблокировать его. 1780-1781 новый британский генерал корнуоллис успешно действовал в северной каролине, но его войска изматывались партизанской войной. поэтому он вынужден был отступить в вирджинию. капитуляция при йорктауне1781 - 20-тысячная американо-французская армия (лафайет, маркиз рошамбо, джордж вашингтон) принудила 9-тысячную армию британского генерала корнуолиса к капитуляции 19 октября у йорктоуна в виргинии, после того как французский флот адмирала де грасса (28 кораблей) отрезал британские войска от метрополии 5 сентября. поражение у йорктауна явилось тяжелейшим ударом для , предрешившим исход войны.
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.