Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антро обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антро божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии9.
Но фактически власть находилась в рук султана Касыма.
Став ханом, Касым укрепил экономичен и политическое положение, расширил территорию ханства.
Бабур писал, что хан Касым крепко держал власть в ханстве в своих руках, ему полностью подчинялись султаны и беки.
Хан Касым в короткое время мог созвать конное войско в 300 тысяч всадников.
Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество казахского хана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешт-и-Кыпчаком. Подданных у него более миллиона человек. После Джучи- хана в этом юрте (на этой земле) не было хана более могущественного, чем он».
М.Х.Дулати также писал, что войско хана Касыма насчитывает 300 тысяч воинов.
Собрав и систематизировав обычное право казахов, хан Касым издал свод законов «Касым ханныц к,аск,а жолы» («Проторенный путь хана Касыма»).
Внутренняя политика
В период правления хана Касыма окончательно стали формироваться основные районы единой этнической территории казахов.
На юге границы ханства охватили Присырдарьинский регион и города в Туркестанском регионе.
На юго-востоке - основную часть Жетысу, поймы рек Чу, Талас, Каратал, Или.
На севере и северо-востоке казахские границы простирались от гор Улытау и озера Балхаш, до отрогов Каркаралинских гор.
На севере-западе - до реки Жайык (Урал).
Политико-админимистративным и торгово-экономическим центром был Сыгнак.
С вхождением в состав Казахского ханства города Туркестан, он стал его столицей.
Хан Касым правил ханством из Туркестана.
В последние годы жизни хан Касым правил ханством из Сарайчика.
Сохранились исторические факты о связях хана Касыма с русским царем Иваном III
Он развивал торговые отношения со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья, Сибирским ханством и Россией.
В зависимости от создававшихся ситуаций, проводил гибкую и дальновидную внутреннюю и внешнюю политику.
Внешняя политика
В результате кризиса в Ногайской Орде многие племена, кыпчаки, канглы перешли к Касым хану.
Отношения с Могулистаном были построены на дружественносоюзнической основе.
Западный Могулистан* в этот период превратился в арену междоусобиц и жестокой войны с узбеками в Фергане. Могульский хан Саид предложил организовать совместный поход на Ташкент, но Касым отказался, сославшись на необходимость подумать о зимовках, так как сбор и построение войска в это время неосуществимы.
Саид вторгся в Кашгарию.
Так Касым окончательно утвердил свое господство в Семиречье.
Со времени правления Касыма Северное Жетысу уже фактический не входило в состав Могулистана.
Иссык-Кульский регион стал владением кыргызов. Перекочевавшие с берегов Енисея, кыргызы смешались с местными тюркоязычными племенами и получили название «кыргызы».
Власть Касыма на кыргызов не распространялась.
Переселение хана Могулистана Саида в 1514 г. в Восточный Туркестан, после поражения от кыргызов сформировало условия для усиления власти Касыма в Жетысу.
Касым наладил отношения с русским царем Иваном III.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антро обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антро божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии9.
Став ханом, Касым укрепил экономичен и политическое положение, расширил территорию ханства.
Бабур писал, что хан Касым крепко держал власть в ханстве в своих руках, ему полностью подчинялись султаны и беки.
Хан Касым в короткое время мог созвать конное войско в 300 тысяч всадников.
Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество казахского хана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешт-и-Кыпчаком. Подданных у него более миллиона человек. После Джучи- хана в этом юрте (на этой земле) не было хана более могущественного, чем он».
М.Х.Дулати также писал, что войско хана Касыма насчитывает 300 тысяч воинов.
Собрав и систематизировав обычное право казахов, хан Касым издал свод законов «Касым ханныц к,аск,а жолы» («Проторенный путь хана Касыма»).
Внутренняя политика
В период правления хана Касыма окончательно стали формироваться основные районы единой этнической территории казахов.
На юге границы ханства охватили Присырдарьинский регион и города в Туркестанском регионе.
На юго-востоке - основную часть Жетысу, поймы рек Чу, Талас, Каратал, Или.
На севере и северо-востоке казахские границы простирались от гор Улытау и озера Балхаш, до отрогов Каркаралинских гор.
На севере-западе - до реки Жайык (Урал).
Политико-админимистративным и торгово-экономическим центром был Сыгнак.
С вхождением в состав Казахского ханства города Туркестан, он стал его столицей.
Хан Касым правил ханством из Туркестана.
В последние годы жизни хан Касым правил ханством из Сарайчика.
Сохранились исторические факты о связях хана Касыма с русским царем Иваном III
Он развивал торговые отношения со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья, Сибирским ханством и Россией.
В зависимости от создававшихся ситуаций, проводил гибкую и дальновидную внутреннюю и внешнюю политику.
Внешняя политика
В результате кризиса в Ногайской Орде многие племена, кыпчаки, канглы перешли к Касым хану.
Отношения с Могулистаном были построены на дружественносоюзнической основе.
Западный Могулистан* в этот период превратился в арену междоусобиц и жестокой войны с узбеками в Фергане. Могульский хан Саид предложил организовать совместный поход на Ташкент, но Касым отказался, сославшись на необходимость подумать о зимовках, так как сбор и построение войска в это время неосуществимы.
Саид вторгся в Кашгарию.
Так Касым окончательно утвердил свое господство в Семиречье.
Со времени правления Касыма Северное Жетысу уже фактический не входило в состав Могулистана.
Иссык-Кульский регион стал владением кыргызов. Перекочевавшие с берегов Енисея, кыргызы смешались с местными тюркоязычными племенами и получили название «кыргызы».
Власть Касыма на кыргызов не распространялась.
Переселение хана Могулистана Саида в 1514 г. в Восточный Туркестан, после поражения от кыргызов сформировало условия для усиления власти Касыма в Жетысу.
Касым наладил отношения с русским царем Иваном III.