Па́вел Ива́нович Пе́стель[1] (24 июня [5 июля] 1793, Москва — 13 [25] июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов. По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости.
Объяснение:
В последние годы заметно вырос интерес к личности Пестеля. Современные исследователи
явно стремятся преодолеть сложившуюся в предшествующей историографии традицию изучения
идеологии вождя Южного общества отдельно от его личностных черт, когда Пестель был возведен
на пьедестал как «социалист до социализма», как наиболее последовательный революционер в
том «узком кругу революционеров», который был «страшно далек от народа». Сейчас явно
наметилась тенденция к низвержению былого кумира. Поэтому подчас некоторые новейшие
исследования скорее напоминают сбор «компромата» на Пестеля, чем стремление объективно
понять его личностные качества1
. С. А. Экштут утверждает, что Пестель «проповедовал
политический аморализм»2 и делает вывод: «Автор «Русской правды» не только отказался от...
морализирования при рассмотрении политических проблем, но и посчитал вполне допустимым во
имя «политической целесообразности» использовать любые, в том числе и аморальные, средства
достижения преследуемых целей»3
. Известный исследователь русского бланкизма Е. Л.
Рудницкая сделала попытку вписать Пестеля в это течение. И хотя выводы, к которым приходит
автор представляются вполне убедительными, его основное внимание все-таки сосредоточено не
на самой личности Пестеля, а на ее внешних проявлениях, рассматриваемых с ретроспективной
Культурное строительство в 20-30е годы. В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество долой безграмотность. Президиум ЦИК и Совнарком Казахской АССР в декабре 1931 г . ввели всеобщее обязательное обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. Активными участниками преодоление неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. В 1939 году грамотность населения республики уже достигла 65, а среди казахского населения 40. Ряд городов АлмаАта, Караганда, АулиеАта, Риддер, Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности. Всего 19261939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 949 лет возросла с 25,2 до 83,6, в том числе мужчин с 35,5 до 90,3, женщин с 14,5 до 75,8. Задачу искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 50х годов. В 193031 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах. В 20е годы было издано несколько изданий созданного Байтурсыновым букваря. Букейханов создал учебник географии, Сатпаев первый учебник алгебры. Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление от 2 сент. 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее быстрое развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для ВУЗов, посылку в Казахстан большого количества специалистов. Учителей накануне войны было более 44 тыс. В 1928 году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая. В марте 1931 года начал свой первый учебный год АлмаАтинский медицинский институт, над которым в то время шефствовала Ленинградская военномедицинская академия. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году Казахского государственного университета им. Кирова. Накануне ВОВ в Казахстане действовало 20 ВУЗов, 118 средних специальных учебных заведений. В 1926 году Масон производил раскопки в АулиеАте на месте древнего города Тараз. Изучались Ачисайское свинцовое месторождение, Карагандинское и Экибазтузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион. Видную роль в развитии науки Казахстана сыграл Сатпаев. В 1935 г была издана История Казахстана с древнейших времен написанная Асфендияровым. В 1939 г. расходы по государственному бюджету на научноисследовательские учреждения по республике выросли в 12 раз. Большой популярностью пользовалось стихотворение Сейфулина Марсельеза казахской молодежи, Джансугурова Кулагер. Сейфулин описал положение казахского народа во время национально освободительного движения 1916 года, Февральской и Октябрьской революции, в период гражданской войны. Выстрел на перевале КарашКараш М. Ауэзова. В казахскую литературу в конце 20 и 30е годы пришли Саин, Аманжолов, Жароков. Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме создали акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Джабаев. М Жумабаев перевел Гете и Гейне. Искусным переводчиком проявил себя Букейханов. Сталинским репрессиям подверглись Дулатов, Аймаутов, Байтурсынов. Аймаутов в апреле 1930 года приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Аймаутов скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года. Затаевич опубликовал сборник 1000 песен киргизского народа. В 1932 году он был удостоен звания народного артиста Казахстана. Труд 1000 казахских песен является ценнейшим памятником вековой культуры. Покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей Европы выдающийся казахский певец Амре Кашаубаев, участвовавший на Всемирной выставке искусств в Париже 1925 г. В январе 1926 г. в КзылОрде открылся первый в республике национальный казахский театр. В 1933 г. в АлмаАте был организован первый в истории народа уйгурский музыкальнодраматический театр. В 1937 году в КзыдОрде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма Чупхиндон, написанная на сюжет народной легенды. В 1938 году Ленфильмом была поставлена первая казахская звуковая картина Амангельды В январе 1934 года был открыт Казахский государственный музыкальный театр ныне Казахский Академический театр оперы и балета имени Абая. В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы руководитель Жубанов. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская Хлудова. В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека им. А.С. Пушкина.
Па́вел Ива́нович Пе́стель[1] (24 июня [5 июля] 1793, Москва — 13 [25] июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов. По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости.
Объяснение:
В последние годы заметно вырос интерес к личности Пестеля. Современные исследователи
явно стремятся преодолеть сложившуюся в предшествующей историографии традицию изучения
идеологии вождя Южного общества отдельно от его личностных черт, когда Пестель был возведен
на пьедестал как «социалист до социализма», как наиболее последовательный революционер в
том «узком кругу революционеров», который был «страшно далек от народа». Сейчас явно
наметилась тенденция к низвержению былого кумира. Поэтому подчас некоторые новейшие
исследования скорее напоминают сбор «компромата» на Пестеля, чем стремление объективно
понять его личностные качества1
. С. А. Экштут утверждает, что Пестель «проповедовал
политический аморализм»2 и делает вывод: «Автор «Русской правды» не только отказался от...
морализирования при рассмотрении политических проблем, но и посчитал вполне допустимым во
имя «политической целесообразности» использовать любые, в том числе и аморальные, средства
достижения преследуемых целей»3
. Известный исследователь русского бланкизма Е. Л.
Рудницкая сделала попытку вписать Пестеля в это течение. И хотя выводы, к которым приходит
автор представляются вполне убедительными, его основное внимание все-таки сосредоточено не
на самой личности Пестеля, а на ее внешних проявлениях, рассматриваемых с ретроспективной
точки зрения4
.
В настоящей статье не ставится цель