ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.Развитие Великого шелкового пути. Шелковый путь в своем развитии ряд этапов.Формирование Шелкового пути. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше.Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая.В середине 1 тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга.В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 до н.э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу
Протекционизм и меркантилизм являются обеими формами экономического национализма, который отдает приоритет экономическим интересам нации над отдельными и другими странами.
Разница между ними - это вопрос степени, а не сути. По сути, протекционизм пассивен, меркантилизм активен.
Объяснение:
Протекционизм
Экономические протекционисты стремятся изолировать свои внутренние рынки от иностранной конкуренции, чтобы их местные производители не могли быть вне конкуренции и заменены импортными продуктами.
Обычно это делается путем введения высоких тарифов (налогов) на конкурирующий импорт.
Примером протекционистской меры было бы, если бы Швейцария облагала налогом иностранные часы: это сделало бы импортные часы более дорогими, чем швейцарские часы (которые не облагаются налогом), и тем самым повысило бы вероятность покупки швейцарскими клиентами швейцарских часов.
Важно отметить, что экономический протекционизм направлен на защиту внутренних рынков: он не обязательно стремится расширить их. Вот почему протекционизм пассивен: он кажется экономической изоляцией.
Меркантилизм
Меркантилизм продвигает эту идею на шаг вперед: меркантилисты активны, они стремятся развивать внутреннюю экономику, активно инвестируя в нее и расширяя международные рынки для своей продукции, одновременно ограничивая иностранную конкуренцию.
Например, меркантилист может повысить тарифы на иностранные товары (например, протекционистский), но он также хотел бы инвестировать в новый порт, чтобы доставлять товары на рынки, и он будет искать преференциальные торговые сделки за границей (приобретать рынки для своего экспорта).
Целью меркантилизма является максимизация количества передовых отраслей промышленности в стране и содействие экономической самостоятельности. Как правило, эта политика приводит к тому, что страна экспортирует передовые продукты (промышленные товары) и импортирует сырье.
По сути, протекционисты довольны своим экономическим пирогом, им просто не хочется делиться; меркантилисты хотят не только свой пирог, но и чужой. Вот почему меркантилизм активен.
Протекционизм и меркантилизм являются обеими формами экономического национализма, который отдает приоритет экономическим интересам нации над отдельными и другими странами.
Разница между ними - это вопрос степени, а не сути. По сути, протекционизм пассивен, меркантилизм активен.
Объяснение:
ПротекционизмЭкономические протекционисты стремятся изолировать свои внутренние рынки от иностранной конкуренции, чтобы их местные производители не могли быть вне конкуренции и заменены импортными продуктами.
Обычно это делается путем введения высоких тарифов (налогов) на конкурирующий импорт.
Примером протекционистской меры было бы, если бы Швейцария облагала налогом иностранные часы: это сделало бы импортные часы более дорогими, чем швейцарские часы (которые не облагаются налогом), и тем самым повысило бы вероятность покупки швейцарскими клиентами швейцарских часов.
Важно отметить, что экономический протекционизм направлен на защиту внутренних рынков: он не обязательно стремится расширить их. Вот почему протекционизм пассивен: он кажется экономической изоляцией.
МеркантилизмМеркантилизм продвигает эту идею на шаг вперед: меркантилисты активны, они стремятся развивать внутреннюю экономику, активно инвестируя в нее и расширяя международные рынки для своей продукции, одновременно ограничивая иностранную конкуренцию.
Например, меркантилист может повысить тарифы на иностранные товары (например, протекционистский), но он также хотел бы инвестировать в новый порт, чтобы доставлять товары на рынки, и он будет искать преференциальные торговые сделки за границей (приобретать рынки для своего экспорта).
Целью меркантилизма является максимизация количества передовых отраслей промышленности в стране и содействие экономической самостоятельности. Как правило, эта политика приводит к тому, что страна экспортирует передовые продукты (промышленные товары) и импортирует сырье.
По сути, протекционисты довольны своим экономическим пирогом, им просто не хочется делиться; меркантилисты хотят не только свой пирог, но и чужой. Вот почему меркантилизм активен.