Определите по историческому документу 2 аргумента о распространении среди жителей государства ислама
Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам ещё более укрепляется среди тюрков. При сыне
Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной религией
каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в мусульманство произошел при нем около
960 года. Об этом свидетельствуют слова Бартольда: "Принятие ислама в 960 году... многочисленным
(200000 шатров) турецким народом". Это событие стало судьбоносным в истории Центральной Азии.
При Караханидах завершилась мусульманизация населення Семиречья и Южного Казахстана. CX века
абсолютно господствует мусульманский погребальный обряд. В городах обязательной постройкой
становятся мечети. Остатки наиболее ранней мечети раскопаны на городище Куйрук - Тобе.
отождествленное с Кедером и относятся кX веку. Аль-Макдиси описывает города Исфиджаб, Тараз,
Мирки, Кулан, Атлах как типичные мусульманские города и подтверждает наличие в них мечетей.
Аргумент 1
Аргумент 2
Итоги перестройки неоднозначны. Михаил Горбачев и его сподвижники не достигли тех целей, которые они ставили перед собой в 1985 году. Им не удалось построить демократический социализм «с человеческим лицом» и эффективной экономикой. Эта неудача, конечно, не доказывает, что такое общество в принципе невозможно, но на практике советская система оказалась не реформируемой в духе демократического социализма.
Теоретически нельзя исключить, что советская экономика (как это случилось с российской) пережила бы период низких цен на нефть в конце 80-х и в 90-е годы и дождалась бы их подъема в 2000-е годы. Социализм продолжал бы существовать, несмотря на коррупцию и неэффективность номенклатуры, понижение уровня жизни населения и рост его недовольства общественным и государственным строем.
Впрочем, сценарий слишком длительного «загнивания» едва ли был реалистичным. Во-первых, в 1989-91 годах обострилась главная проблема советской экономики – хронический товарный дефицит. Страна оказалась перед реальной угрозой голода, запаса продуктов хватало лишь на несколько дней. Недовольство населения росло, одновременно нарастала напряженность в межэтнических и межнациональных отношениях. Во-вторых, в условиях «борьбы двух систем» советское руководство не могло игнорировать «вызовы извне» и, следовательно, не могло не добиваться либо партнерства с Западом, либо преобладания над ним. Все это предполагало «перестройку».
Опыт перестройки показал, что не следует переоценивать готовность – и советских правящих элит к «силовым решениям». В свете этого опыта возможность развития СССР в 80–90-е годы в направлении «неосталинизма» кажется маловероятной.
Все это позволяет считать, что если не в деталях, то в главном и перестройка, и ее конечный неуспех были исторически закономерны.
Главными результатами перестройки стали распад СССР и прекращение «советского эксперимента» по построению социалистического общества. Эти результаты можно оценивать по-разному. Для одних СССР был тоталитарным монстром, и поэтому его распад явился безусловным благом. С точки зрения других, СССР был обществом социальной справедливости и братской семьей народов, и поэтому его распад стал величайшей катастрофой.
Перестройка сопровождалась сокращением производства, распадом хозяйственных связей и понижением уровня жизни большинства граждан СССР. Именно на фоне нарастающего экономического кризиса происходило обострение социально-политической борьбы, включая этно-национальные конфликты. Поэтому болезненный характер перестройки объяснялся, прежде всего, неэффективностью экономической политики.
Перестройка началась во многом потому, что партийный и государственный аппарат не справлялся с регулированием сравнительно высокоразвитой экономики, что в условиях крайней централизации обрекало ее на неэффективность. Но децентрализация управления народным хозяйством и «разгосударствление» общественной собственности наносили ущерб интересам этого аппарата, поскольку сокращали его власть и ставили под угрозу его привилегированное положение. Между тем партийный и государственный аппарат, т.е. номенклатура, реально был правящим общественным слоем в СССР. Неудивительно, что номенклатура сделала все, чтобы соблюсти свои интересы в первую очередь.
Польско-украинские отношения — отношения между Польшей и Украиной, историю развития которых условно можно разделить на три периода: средневековье (до конца XVII века), новая история (с XVIII до начала XX века) и новейшая история и современность (c первой четверти XX века до нашего времени)
Одно из наиболее ранних событий истории отношений древнерусского и польского государств, отмеченных в летописях, относится к 981 году, когда киевский великий князь Владимир Святославич отвоевал у поляков восточнославянские Червенские города (в верховьях Западного Буга).
В 1018 году бежавший из Киева Святополк Окаянный обратился за к польскому королю Болеславу I Храброму, который сумел победить Ярослава Мудрого в битве на реке Буге. Киевский поход Болеслава I увенчался взятием города, однако Болеслав вместо того, чтобы передать власть Святополку, начал править в городе сам. Возмущённые жители Киева подняли восстание, в ходе которого принялись «избивать ляхов». Болеслав бежал с казной и пленными сёстрами Ярослава Мудрого. Червенские города, вновь оказавшиеся под властью Польши, были возвращены Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Храбрым в 1030-1031 годах.
Сходные события имели место в 1069 году, когда великий князь Изяслав Ярославич бежал в Польшу к своему племяннику Болеславу II Смелому и тот, совершив поход на Киев, вмешался в русский династический спор в пользу Изяслава. Согласно легенде, меч-реликвия по имени Щербец, использовавшийся при коронациях польских королей, получил зазубрину при ударе Болеславом I или Болеславом II о Золотые ворота в Киеве. Первый вариант не может быть правдой из-за того, что Золотые ворота были возведены в 1030-е годы, второй не подтверждается углеводородным методом датирования меча, который, по всей видимости, был создан не ранее второй половины XII века.
Позднее, в период феодальной раздробленности, Червенские земли входили в состав Волынского и Галицко-Волынского княжества, а в XIV веке их вновь захватила Польша. В настоящее время эта область, известная также как Червонная Русь, разделена между Польшей, Украиной и Белоруссией.
Казимир III закладывает католический собор в покорённом Львове. Картина Яна Матейко (1888)
Как и Русь, Польша испытала на себе в XIII веке несколько монгольских вторжений, однако, несмотря на разорения, монгольское иго над польскими землями установлено не было, что впоследствии обеспечило Польше преимущество в развитии торговли, культуры и общественных отношений. В 1340 году умер Владимир Львович, последний галицкий престолонаследник из династии Рюриковичей, после чего Галицкое княжество было захвачено войском Казимира III и присоединено к Польскому королевству.