Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных событий русской истории указанного столетия, во многом предопределившее последующую историческую судьбу России. Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового. Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей. Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России. Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками. Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
Роль науки в развитии общества связана с производством и систематизацией объек- тивно истинных знаний, объяснением и прогнозирование изучаемых процессов и явлений.
К основным функциям науки относятся:
1. Производство научно-теоретического знания – главная функция науки.
2. Мировоззренческая и культурная функция - в современном мире научное знание составляет основу формирования мировоззрения и потенциала культуры.
3. Образовательная функция науки – наука оказывает направленное воздействие на образо- вательный процесс и может в случае необходимости изменить всю структуру обучения.
4. Технологическая функция и функция науки как непосредственной производительной силы – наука подчеркивает качество развития цивилизации и направлена на умножение про- изводительных ресурсов общества.
5. Функция социальной регуляции общественных процессов и социальной силы - научные исследования все больше применяются к процессам, происходящим в обществе.
6. Проективно-конструктивная функция – это творческий интеллектуальный поиск, создание качественно новых технологий.
Наука в системе мировоззренческой ориентации.
Наука- это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности: систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Это и социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Наука характеризуется:
1. Определенной системой ценностей, своей особой мотивацией, которая определяет дея- тельность ученого. Это ценности истины, разума, нового знания.
2. Определенным набором «инструментов» - технических устройств, аппаратуры и т.д., ис- пользуемых в научной деятельности.
3. Совокупностью методов, используемых для получения нового знания.
организации научной деятельности - сейчас наука - это сложнейший социаль- ный институт, включающий производство нового знания и подготовку научных кадров.
Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
Роль науки в развитии общества.
Роль науки в развитии общества связана с производством и систематизацией объек- тивно истинных знаний, объяснением и прогнозирование изучаемых процессов и явлений.
К основным функциям науки относятся:
1. Производство научно-теоретического знания – главная функция науки.
2. Мировоззренческая и культурная функция - в современном мире научное знание составляет основу формирования мировоззрения и потенциала культуры.
3. Образовательная функция науки – наука оказывает направленное воздействие на образо- вательный процесс и может в случае необходимости изменить всю структуру обучения.
4. Технологическая функция и функция науки как непосредственной производительной силы – наука подчеркивает качество развития цивилизации и направлена на умножение про- изводительных ресурсов общества.
5. Функция социальной регуляции общественных процессов и социальной силы - научные исследования все больше применяются к процессам, происходящим в обществе.
6. Проективно-конструктивная функция – это творческий интеллектуальный поиск, создание качественно новых технологий.
Наука в системе мировоззренческой ориентации.
Наука- это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности: систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Это и социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Наука характеризуется:
1. Определенной системой ценностей, своей особой мотивацией, которая определяет дея- тельность ученого. Это ценности истины, разума, нового знания.
2. Определенным набором «инструментов» - технических устройств, аппаратуры и т.д., ис- пользуемых в научной деятельности.
3. Совокупностью методов, используемых для получения нового знания.
организации научной деятельности - сейчас наука - это сложнейший социаль- ный институт, включающий производство нового знания и подготовку научных кадров.