Реформационныеидеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первыхфранцузских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ ибогослов Лефевр д\'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат\"Послания апостола Павла\", в котором выдвигает два основныхреформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писанияединственным источником веры. Лефевр д\'Этапль перевел Библию нафранцузский язык.
Если в Англии с усилением реформационногодвижения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое,лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранскиеобщины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизмво Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкогопризнания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступилапротив Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как быразделенной на две части - Север и Юг. В экономическом плане Северразвивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный классбуржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии,поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символомнационального единства. \"Единый король, единая католическая вера\" - этислова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г.Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана скоролевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Такимобразом, социальная база для сохранения католицизма на севере Францииоказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толкаособенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии иремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг.XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этоговремени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-хгг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короляФранциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружокМаргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвинбежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто неуспел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: однибыли сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образомсудьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказаласьтрагичной.
Реформационныеидеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первыхфранцузских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ ибогослов Лефевр д\'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат\"Послания апостола Павла\", в котором выдвигает два основныхреформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писанияединственным источником веры. Лефевр д\'Этапль перевел Библию нафранцузский язык.
Если в Англии с усилением реформационногодвижения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое,лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранскиеобщины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизмво Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкогопризнания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступилапротив Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как быразделенной на две части - Север и Юг. В экономическом плане Северразвивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный классбуржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии,поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символомнационального единства. \"Единый король, единая католическая вера\" - этислова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г.Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана скоролевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Такимобразом, социальная база для сохранения католицизма на севере Францииоказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толкаособенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии иремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг.XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этоговремени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-хгг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короляФранциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружокМаргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвинбежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто неуспел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: однибыли сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образомсудьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказаласьтрагичной.