Появление крестьянства на Руси относится примерно к IX веку, когда пришел в упадок первобытнообщинный строй на территории страны. Но вот именовались эти труженики долгое время очень оскорбительно - смердами. Слово «крестьянин» стало обозначать земледельца лишь с конца XIV века. По происхождению оно равно понятию «христианин» и прежде имело религиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период татаро-монгольского ига в противоположность «нехристям» - поработителям - называли всех русских людей.
Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.
Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке, полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с принятием соответствующих законов.
Много школ открылись при церквях и в монастырях. Обилие существовавших тогда переведенных с греческого языка книг показывает, что школа делала свое дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга всегда пользовалась на Руси большим почетом. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами клети своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.
Об очень многом свидетельствуют и обнаруженные в 1951 году археологами берестяные грамоты - письма и документы XI-XV веков, написанные острой палочкой на березовой коре. Берестяные грамоты были найдены при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе. Многие из них - это денежные документы, частные письма, найдено даже одно любовное письмо. Среди авторов грамот встречаются и женщины. Эти находки дают важные сведения о том, как обучали грамоте в Древней Руси. Берестяные грамоты доказали, что образованными были не только знать и духовенство, но и простые люди.
Нашествие татаро-монгольских завоевателей в XIII веке на несколько столетий затормозило развитие просвещения на Руси.
Лишь с XVI века, когда образовалось Русское централизованное государство, начался новый подъем школьного дела.
В 1861 году в России была проведена буржуазная реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошёл на отмену крепостного права.
С одной стороны, к моменту воцарения Екатерины страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствие рынка свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, постоянную нехватку денежных средств, запущенность государственного аппарата. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления влияния государственного контроля за экономикой, вовлечения большего числа населения страны не только в свободную экономическую деятельность, но и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, д’Аламбера. Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним из направлений были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма» , а другим — усиление репрессивных мер.
Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.
Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке, полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с принятием соответствующих законов.
Много школ открылись при церквях и в монастырях. Обилие существовавших тогда переведенных с греческого языка книг показывает, что школа делала свое дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга всегда пользовалась на Руси большим почетом. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами клети своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.
Об очень многом свидетельствуют и обнаруженные в 1951 году археологами берестяные грамоты - письма и документы XI-XV веков, написанные острой палочкой на березовой коре. Берестяные грамоты были найдены при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе. Многие из них - это денежные документы, частные письма, найдено даже одно любовное письмо. Среди авторов грамот встречаются и женщины. Эти находки дают важные сведения о том, как обучали грамоте в Древней Руси. Берестяные грамоты доказали, что образованными были не только знать и духовенство, но и простые люди.
Нашествие татаро-монгольских завоевателей в XIII веке на несколько столетий затормозило развитие просвещения на Руси.
Лишь с XVI века, когда образовалось Русское централизованное государство, начался новый подъем школьного дела.
В 1861 году в России была проведена буржуазная реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошёл на отмену крепостного права.
Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики.
Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота.
Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним из направлений были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма» , а другим — усиление репрессивных мер.