По вас! надо назовите основные колониальные державы и их крупнейшие колонии на рубеже xviii-xix вв. почему у стран возникла потребность в колониях? какие основные проблемы, как вы считаете, это вызвало в xix в.?
Примерно на 1800 год (территории обозначены условно). Британская империя: Канада, Австралия, Индия, Британская Гвиана и пр. Испанская империя: Мексика, Южные штаты США, Куба, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла, Аргентина и пр. Французская империя: Французская Луизиана (Средний запад США), Сенегал и пр. Португальская империя: Бразилия, Ангола, Мозамбик, небольшие территории в Индии и Индонезии и пр. Нидерланды: Южная Африка, Суринам, Индонезия и пр. Российская империя: Сибирь, Дальний Восток, Аляска (у России были так называемые внутренние колонии). Османская империя (тут тоже м.б. как с Россией внутренние колонии, хотя и не так очевидно как в России). Цели создания колоний. 1)Экономические: а)Эксплуатация природных и людских ресурсов, в ряде случаев — прямой доступ к уникальным, редким ресурсам (в том числе транзиту), стремление к монополизации мировой торговли ими; б)Оптимизация торговых путей, рынков сбыта, ликвидация неудобных инокультурных стран-посредников; в)Достижение большей безопасности торговли, её более оперативная силовая поддержка; г)Лучшая правовая защищённость торговли путём унификации правового поля, формирование имперских правовых стандартов, единой и понятной торговой культуры; 2)Социальные: а)Нахождение адекватных целей для приложения усилий криминально-ориентированными социальными слоями, снижение их «нагрузки» на общество в метрополии, порой — сбыт заключённых, обездоленных, не могущих найти себе применение, изгоев, недовольных сложившимися в обществе традициями, обычаями, предписываемой им обществом социальной ролью, вытесняемых конкуренцией; б)Управление колониями, колониальная администрация — хорошая школа для управленцев, а применение силы при разрешении значимых местных конфликтов поддержания в должном тонусе имперских вооружённых сил. Формирование школы адекватной профессионально подкованной и опытной гражданской и военной бюрократии для нужд империи, практическая обкатка нового поколения чиновничества, обновление военной, политико-экономической, культурной элиты; в)Обретение бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешёвой или вообще бесплатной (см. рабство) рабочей силы, в том числе «на экспорт» в места наибольшей потребности в ней и/или её импорт в метрополию на «грязные», непрестижные, но общественно-значимые работы; г)Испытание новых гражданских и военных технологий, методик, тактик, ноу-хау, экспорт вредных отходов своих производств, возможность проведения рискованных военных, научных, промышленных, природных экспериментов, деятельности, результаты которой могли бы поставить под угрозу благополучие, здоровье, жизнь жителей метрополии. В ряде случаев — удобный сохранения подобного в тайне от общественного мнения империи и мира; 3)Внешне политические а)Геостратегические интересы, формирование системы опорных пунктов в ключевых точках мира для достижения большей мобильности своих вооружённых сил; б)Контроль за передвижениями войск, флотов, торговыми путями, миграциями населения других колониальных империй, предотвращение проникновения последних в соответствующий регион, снижение их роли, мирового статуса; в)Соображения имперского престижа, обретение большего геополитического веса при заключении международных договоров, дальнейших решениях о судьбах мира; г)Цивилизационная, культурная, языковая экспансия — и посредством её упрочение авторитетности, легитимности действующей власти в метрополии, колониях и остальном мире. Превращение имперских цивилизационных стандартов в общемировые.
В метрополии от наличия колоний не страдали (единственный недостаток возможные восстания). В колониях колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов (на этапе захвата территории). Т.к. колонии находились в ущемленном положении по сравнению с метрополией, то с ростом национального самосознания в колониях начинают нарастать революционные настроения (начинаются бунты, восстания). Хотя в 19 веке это не проявлялось столь рьяно как в 20-ом веке.
Британская империя: Канада, Австралия, Индия, Британская Гвиана и пр.
Испанская империя: Мексика, Южные штаты США, Куба, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла, Аргентина и пр.
Французская империя: Французская Луизиана (Средний запад США), Сенегал и пр.
Португальская империя: Бразилия, Ангола, Мозамбик, небольшие территории в Индии и Индонезии и пр.
Нидерланды: Южная Африка, Суринам, Индонезия и пр.
Российская империя: Сибирь, Дальний Восток, Аляска (у России были так называемые внутренние колонии).
Османская империя (тут тоже м.б. как с Россией внутренние колонии, хотя и не так очевидно как в России).
Цели создания колоний.
1)Экономические:
а)Эксплуатация природных и людских ресурсов, в ряде случаев — прямой доступ к уникальным, редким ресурсам (в том числе транзиту), стремление к монополизации мировой торговли ими;
б)Оптимизация торговых путей, рынков сбыта, ликвидация неудобных инокультурных стран-посредников;
в)Достижение большей безопасности торговли, её более оперативная силовая поддержка;
г)Лучшая правовая защищённость торговли путём унификации правового поля, формирование имперских правовых стандартов, единой и понятной торговой культуры;
2)Социальные:
а)Нахождение адекватных целей для приложения усилий криминально-ориентированными социальными слоями, снижение их «нагрузки» на общество в метрополии, порой — сбыт заключённых, обездоленных, не могущих найти себе применение, изгоев, недовольных сложившимися в обществе традициями, обычаями, предписываемой им обществом социальной ролью, вытесняемых конкуренцией;
б)Управление колониями, колониальная администрация — хорошая школа для управленцев, а применение силы при разрешении значимых местных конфликтов поддержания в должном тонусе имперских вооружённых сил. Формирование школы адекватной профессионально подкованной и опытной гражданской и военной бюрократии для нужд империи, практическая обкатка нового поколения чиновничества, обновление военной, политико-экономической, культурной элиты;
в)Обретение бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешёвой или вообще бесплатной (см. рабство) рабочей силы, в том числе «на экспорт» в места наибольшей потребности в ней и/или её импорт в метрополию на «грязные», непрестижные, но общественно-значимые работы;
г)Испытание новых гражданских и военных технологий, методик, тактик, ноу-хау, экспорт вредных отходов своих производств, возможность проведения рискованных военных, научных, промышленных, природных экспериментов, деятельности, результаты которой могли бы поставить под угрозу благополучие, здоровье, жизнь жителей метрополии. В ряде случаев — удобный сохранения подобного в тайне от общественного мнения империи и мира;
3)Внешне политические
а)Геостратегические интересы, формирование системы опорных пунктов в ключевых точках мира для достижения большей мобильности своих вооружённых сил;
б)Контроль за передвижениями войск, флотов, торговыми путями, миграциями населения других колониальных империй, предотвращение проникновения последних в соответствующий регион, снижение их роли, мирового статуса;
в)Соображения имперского престижа, обретение большего геополитического веса при заключении международных договоров, дальнейших решениях о судьбах мира;
г)Цивилизационная, культурная, языковая экспансия — и посредством её упрочение авторитетности, легитимности действующей власти в метрополии, колониях и остальном мире. Превращение имперских цивилизационных стандартов в общемировые.
В метрополии от наличия колоний не страдали (единственный недостаток возможные восстания). В колониях колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов (на этапе захвата территории).
Т.к. колонии находились в ущемленном положении по сравнению с метрополией, то с ростом национального самосознания в колониях начинают нарастать революционные настроения (начинаются бунты, восстания). Хотя в 19 веке это не проявлялось столь рьяно как в 20-ом веке.