Повторительно-обобщающий урок по второй главе «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ эпохи (VI-IX вв.)» Вопросы и задания 1. Выявите особенности и значение средневековой тюркской культуры в миро- вой цивилизации. Обоснуйте роль каганатов VI-IX вв. во взаимодействии Степи и города, кочевников и земледельцев. 2. Докажите, что для успешного ведения кочевого хозяйствования нужны: а) особые природно-климатические условия; б) наличие устойчивых хозяйст- венных связей с оседло-земледельческими районами; в) организованная, 3. Объясните, как развитие металлургии повлияло на завоевания тюрков и стало одной из причин их военных успехов. 4. Опишите древнетюркское вооружение. Сравните его с европейскими рыцар- скими доспехами, снаряжением и вооружением (время их появления, пре- имущества и недостатки, мобильность в бою и т.д.). безопасная территория. 51
Первый российский император Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) – крупнейшая фигура отечественной и мировой истории.
Время его правления (1682-1725) было временем крутого поворота в судьбах отечества. Как любая масштабная личность Петр I был полон противоречий, оказавших большое влияние на характер его реформ, образ жизни, отношения с людьми.
Пытливый, любознательный по характеру юный Петр не получил систематического образования. Искренность и трудолюбие сочетались в нем с жестокостью и нетерпимостью.
Путь к единовластию у Петра был долог. В четыре года он потерял отца, царя Алексея Михайловича. Шесть лет на престоле был его сводный брат – Федор Алексеевич.
С десятилетнего возраста стал соправителем брата Ивана, при регентстве сестры Софьи. С годами будущего императора все больше занимали его «потешное» войско и немецкая слобода, и Софью Алексеевну начала тревожить активность юного царя.
Организованное царевной в 1689 году стрелецкое восстание провалилось, Софья была заключена в монастырь, а сводный брат Иван фактически отказался от правления (умер в 1696 году).
Основные направления деятельности Петра I
Внутренняя политика:
централизация власти;
указ о единонаследии (1714);
табель о рангах (1722);
создание металлургической промышленности;
политика протекционизма;
военная реформа, создание регулярного войска;
перепись населения;
создание Сената и коллегий;
административная реформа, создание губерний;
отмена патриаршества, создание Синода;
строительство городов, новой столицы – Санкт-Петербурга;
указ о престолонаследии (1722);
формирование профессионального образования;
реформы в сфере культуры.
Внешняя политика:
взятие Азова;
«Великое посольство» (1697-1698);
русско-турецкая война (1710-1713);
Северная война (1700-1721);
русско-персидская война (1722-1723).
В 1721 году Петр I провозгласил себя императором Всероссийским, заявив тем самым о могуществе российского государства, его значимом международном положении. Великий реформатор скончался в январе 1725 года, не успев назвать имя своего преемника.
Итоги правления Петра I
модернизация и европеизация России;
развитие промышленности и торговли;
укрепление армии и флота;
рост бюрократического аппарата;
выход к Балтийскому морю;
укрепление международного авторитета России;
ухудшение положения крестьянства;
развитие культуры;
Россия стала империей.
Традиционная духовная культура казахского народа сформирована из наследия и сложена из множества исторических пластов. После обретения независимости Казахстана интерес к традиционным духовным ценностям народа неизмеримо возрос, и он охватывает все стороны его жизни в прошлом. На глазах одного поколения обновляется общество, которое стало иметь свои специфические черты, обретать свой неповторимый облик. Традиционное мировоззрение казахов представляло, по существу, синкретический сплав ислама с обрядами древних воззрений, верований и культов, определяемый Ч.Валихановым как «двоеверие». Народное мировоззрение казахов не имело в своей основе конкретного учения, теологического догмата или философской доктрины, но оно, тем не менее, в совокупности отражало определенную философскую позицию народа в отношении к объективному миру. Оно находило свое выражение во всех сферах жизни: национальных традициях и обычаях, религиозных и гражданских обрядах, этических нормах, эстетических идеалах и т. д., которые заменяли в культурные, исторические и другие духовные институты и учреждения. Обычно институциональные комплексы казахов, несмотря на различие их идейного и исторического происхождения, имели «смысл», «внутренний порядок» по отношению к различным сферам жизни и бытия.