Екатеринбург — один из крупнейших театральных центров России, по количеству театров Екатеринбург занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга[1].
В настоящее время по официальной информации[2] в городе действует 24 театра (фактически — около 40), многие из них известны не только в России, но и за рубежом.
Благоприятное влияние на театральную жизнь города оказали эвакуированные в Свердловск в годы войны МХАТ и Центральный театр Советской Армии[3], а также наличие собственного театрального института.
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета — один из старейших оперных театров России, первый сезон открыл в 1912 году; в разное время здесь работали выдающиеся мастера ставшие впоследствии знаменитыми певцами Большого театра, такие как Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ирина Архипова. Дважды удостаивался государственной премии СССР[4].Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии — один из самых популярных театров в городе, основанный в 1933 году, в 1986 году получил звание академического. Награждён Орденом трудового красного знамени (1983), 9-кратный обладатель национальной театральной премии «Золотая маска».Свердловский государственный академический театр драмы — один из крупнейших театров города, основан в 1930 году, в современном здании — с 1990 года. С 1977 года имеет статус академического[5].Екатеринбургский муниципальный театр юного зрителя — основан в 1930 году, в настоящее время в репертуаре театра спектакли для всех возрастных групп, коллектив театра успешно гастролирует во многих странах[6].Екатеринбургский муниципальный театр кукол — основан в 1932 году, с 1964 года имеет стационарное помещение. Каждые два года в театре проводится международный фестиваль театров кукол[7].Уральский государственный театр эстрады — основан в 1996 году указом губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя, является единственным театром подобного направления за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.Камерный театр Объединённого музея писателей Урала — открыт в современном здании в литературном квартале в 1998 году к 275-летию Екатеринбурга. Уникальный по акустическим параметрам зрительный зал на 157 мест выполнен в форме амфитеатра[8].Муниципальный театр балета «Щелкунчик» — театр детского балета, с 2008 годарасполагается в новом здании, построенном на месте бывшего кинотеатра «Мир».Учебный театр Екатеринбургского государственного театрального института — уникальный учебный театр, расположенный в отдельном здании в центре города, с октября по май представляет спектакли студентов института[9].Коляда-театр — частный театр, художественным руководителем и режиссёром которого является известный драматургНиколай Коляда.Театральный центр «Волхонка» — основан в1986 году, труппа полностью состоит из воспитанников уральской театральной школы.Малый драматический театр «Театрон» — основан в 1987 году, обладатель гран-при Международного фестиваля «Молодые театры России» в 2002 году[10].Театр "Шарманка" — частный театр, руководителем и режиссёром которого являетсяАбашева Лариса.Народный театр драмы им. Г. Е. Гецова - народный театр, основан в 1917г. В марте 2000 г. театру присваивается звание «Народный театр драмы имени народного артиста России Григория. Ефимовича Гецова».
1. Тот, кому оказывают честь вынуть свиток Торы из арон кодеша, должен пронести его к биме -столу, на котором читают свиток, пройдя через северную часть синагоги. После чтения свиток Торы возвращают на место, пройдя через южную часть синагоги. Нести свиток Торы нужно в правой руке, а те, мимо кого его проносят, если хотят совершить похвальное дело, могут проводить его до центра синагоги, где стоит особый стол для чтения Торы.
2. Не принято, чтобы неженатый человек одалживал талит, если его вызывают к чтению Торы.
3. Вызванный к Торе должен подойти к ней кратчайшим путем, а вернуться на свое место длинным путем. Если же и тот, и другой путь одинаковы, он подходит к Торе с северной стороны синагоги, а возвращается на место с южной. После прочтения своего отрывка он не сразу уходит от свитка Торы, но продолжает стоять около него до тех пор, пока тот, кого вызвали следующим, не произнесет заключительного благословения.
4. Вызванный к чтению Торы раскрывает свиток (держа оси через талит - если он носит его), прикасается краем талитак началу и концу отрывка, который будут читать, целует место талита, которым он прикоснулся к свитку Торы, сворачивает свиток, чуть-чуть обращая лицо вправо, и произносит положенные благословения. Во время чтения он продолжает держаться правой рукой за правую ось свитка и шепотом читает вместе со чтецом текст. Закончив чтение, вызванный к Торе прикасается краем талита к концу и началу прочитанного отрывка и целует это место талита,берется левой рукой (через талит) за левую ось и сворачивает свиток, затем чуть отворачивает лицо вправо и произносит заключительное благословение.
5. Чтец приступает к чтению только после того, как все присутствующие ответят "амен" на благословения, которое произносит вызванный к Торе.
6. Во время чтения Торы все присутствующие обязаны молчать и внимательно слушать. Есть обычай следить за чтением по отпечатанному типографским Хумашу (Пятикнижию).
7. Вызванный к Торе и чтец обязаны стоять, чувствуя трепет, как будто они присутствуют при даровании Торы. Им нельзя даже опираться на что-нибудь (если этого не требует их физическое состояние). Остальные присутствующие, по букве Галахи, имеют право сидеть, приподнимаясь лишь тогда, когда вызванный к Торе произносит "Барху". Однако слушать чтение Торы стоя - очень похвально.
8. Во время чтения Торы запрещается выходить из синагоги без крайней необходимости. К тому, кто так поступает, наши мудрецы относят слова Торы "Ибо слово Б-га презрел он" (Бемидбар, 15:31). Однако между окончанием чтения одного отрывка и началом другого, когда к Торе вызывают следующего человека, выйти разрешено.
9. Если в синагоге присутствует коген, его вызывают к Торе первым. Его отказ или вызвать другого вместо себя - даже раввина или знатока Торы - не принимаются во внимание.
Вторым к Торе вызывают левита. Если в синагоге нет левита, вместо него опять вызывают того когена, который был вызван первым, причем при этом подчеркивают: "Такой-то, коген, вместо левита".
Если в синагоге нет когена, первым к Торе вызывают наиболее уважаемого человека - независимо от того, левит он или исраэль (т. е. еврей, не являющийся ни когеном, ни левитом), - подчеркивая: "Нет здесь когена - пусть встанет левит или исраэль вместо когена".
Если вместо когена первым к Торе был вызван исраэль, то левита после него вторым к Торе уже не вызывают. 10. Когда единственного когена, присутствующего в синагоге, хотят вызвать к Торе, а он в это время читает "Шма" - саму молитву или сопровождающие ее благословения, или, тем более, "Шмонэ-эсрэ", его не вызывают к Торе, но и не ждут, когда он сможет прерваться. Вместо него вызывают левита или исраэля, однако при этом говорят не: "Нет здесь когена", но: "Такой-то, левит (или исраэль) вместо когена".
Если когена, читавшего "Шма", все же вызвали, он должен подойти к свитку Торы, произнести положенные благословения, но не читать текст вместе со чтецом, а только слушать.
Запрещается идти к Торе между окончанием заключительного благословения "Шма" и началом "Шмонэ-эсрэ".
В середине "Шмонэ-эсрэ" нельзя идти к Торе ни в коем случае, однако после слов "Да будут угодны..." в окончании "Шмонэ-эсрэ" "Мой Б-г", и т. д. - разрешается.
Когена, читающего "Псукей дезимра", можно вызвать к Торе, если в синагоге нет другого когена, однако вместе со чтецом он читать не должен. То же самое относится к левиту. 11. Не принято вызывать к Торе подряд двух братьев, отца и сына, деда и внука - даже если первого вызывают для чтения последнего отрывка Торы, а второго - в качестве "мафтира". Однако в те дни, когда для чтения берут более одного свитка Торы, первого из них можно вызвать к одному свитку, а второго - к другому. В случае необходимости можно вызвать их даже для чтения одного и того же свитка Торы.
12. Закончив чтение Торы в "Шахарит", произносят "Хаци-кадиш". Принято, что это право предоставляют тому, кто находится в трауре, или тому, кто в этот день отмечает годовщину смерти близкого родственника.
В настоящее время по официальной информации[2] в городе действует 24 театра (фактически — около 40), многие из них известны не только в России, но и за рубежом.
Благоприятное влияние на театральную жизнь города оказали эвакуированные в Свердловск в годы войны МХАТ и Центральный театр Советской Армии[3], а также наличие собственного театрального института.
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета — один из старейших оперных театров России, первый сезон открыл в 1912 году; в разное время здесь работали выдающиеся мастера ставшие впоследствии знаменитыми певцами Большого театра, такие как Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ирина Архипова. Дважды удостаивался государственной премии СССР[4].Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии — один из самых популярных театров в городе, основанный в 1933 году, в 1986 году получил звание академического. Награждён Орденом трудового красного знамени (1983), 9-кратный обладатель национальной театральной премии «Золотая маска».Свердловский государственный академический театр драмы — один из крупнейших театров города, основан в 1930 году, в современном здании — с 1990 года. С 1977 года имеет статус академического[5].Екатеринбургский муниципальный театр юного зрителя — основан в 1930 году, в настоящее время в репертуаре театра спектакли для всех возрастных групп, коллектив театра успешно гастролирует во многих странах[6].Екатеринбургский муниципальный театр кукол — основан в 1932 году, с 1964 года имеет стационарное помещение. Каждые два года в театре проводится международный фестиваль театров кукол[7].Уральский государственный театр эстрады — основан в 1996 году указом губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя, является единственным театром подобного направления за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.Камерный театр Объединённого музея писателей Урала — открыт в современном здании в литературном квартале в 1998 году к 275-летию Екатеринбурга. Уникальный по акустическим параметрам зрительный зал на 157 мест выполнен в форме амфитеатра[8].Муниципальный театр балета «Щелкунчик» — театр детского балета, с 2008 годарасполагается в новом здании, построенном на месте бывшего кинотеатра «Мир».Учебный театр Екатеринбургского государственного театрального института — уникальный учебный театр, расположенный в отдельном здании в центре города, с октября по май представляет спектакли студентов института[9].Коляда-театр — частный театр, художественным руководителем и режиссёром которого является известный драматургНиколай Коляда.Театральный центр «Волхонка» — основан в1986 году, труппа полностью состоит из воспитанников уральской театральной школы.Малый драматический театр «Театрон» — основан в 1987 году, обладатель гран-при Международного фестиваля «Молодые театры России» в 2002 году[10].Театр "Шарманка" — частный театр, руководителем и режиссёром которого являетсяАбашева Лариса.Народный театр драмы им. Г. Е. Гецова - народный театр, основан в 1917г. В марте 2000 г. театру присваивается звание «Народный театр драмы имени народного артиста России Григория. Ефимовича Гецова».
1. Тот, кому оказывают честь вынуть свиток Торы из арон кодеша, должен пронести его к биме -столу, на котором читают свиток, пройдя через северную часть синагоги. После чтения свиток Торы возвращают на место, пройдя через южную часть синагоги. Нести свиток Торы нужно в правой руке, а те, мимо кого его проносят, если хотят совершить похвальное дело, могут проводить его до центра синагоги, где стоит особый стол для чтения Торы.
2. Не принято, чтобы неженатый человек одалживал талит, если его вызывают к чтению Торы.
3. Вызванный к Торе должен подойти к ней кратчайшим путем, а вернуться на свое место длинным путем. Если же и тот, и другой путь одинаковы, он подходит к Торе с северной стороны синагоги, а возвращается на место с южной. После прочтения своего отрывка он не сразу уходит от свитка Торы, но продолжает стоять около него до тех пор, пока тот, кого вызвали следующим, не произнесет заключительного благословения.
4. Вызванный к чтению Торы раскрывает свиток (держа оси через талит - если он носит его), прикасается краем талитак началу и концу отрывка, который будут читать, целует место талита, которым он прикоснулся к свитку Торы, сворачивает свиток, чуть-чуть обращая лицо вправо, и произносит положенные благословения. Во время чтения он продолжает держаться правой рукой за правую ось свитка и шепотом читает вместе со чтецом текст. Закончив чтение, вызванный к Торе прикасается краем талита к концу и началу прочитанного отрывка и целует это место талита,берется левой рукой (через талит) за левую ось и сворачивает свиток, затем чуть отворачивает лицо вправо и произносит заключительное благословение.
5. Чтец приступает к чтению только после того, как все присутствующие ответят "амен" на благословения, которое произносит вызванный к Торе.
6. Во время чтения Торы все присутствующие обязаны молчать и внимательно слушать. Есть обычай следить за чтением по отпечатанному типографским Хумашу (Пятикнижию).
7. Вызванный к Торе и чтец обязаны стоять, чувствуя трепет, как будто они присутствуют при даровании Торы. Им нельзя даже опираться на что-нибудь (если этого не требует их физическое состояние). Остальные присутствующие, по букве Галахи, имеют право сидеть, приподнимаясь лишь тогда, когда вызванный к Торе произносит "Барху". Однако слушать чтение Торы стоя - очень похвально.
8. Во время чтения Торы запрещается выходить из синагоги без крайней необходимости. К тому, кто так поступает, наши мудрецы относят слова Торы "Ибо слово Б-га презрел он" (Бемидбар, 15:31). Однако между окончанием чтения одного отрывка и началом другого, когда к Торе вызывают следующего человека, выйти разрешено.
9. Если в синагоге присутствует коген, его вызывают к Торе первым. Его отказ или вызвать другого вместо себя - даже раввина или знатока Торы - не принимаются во внимание.
Вторым к Торе вызывают левита. Если в синагоге нет левита, вместо него опять вызывают того когена, который был вызван первым, причем при этом подчеркивают: "Такой-то, коген, вместо левита".
Если в синагоге нет когена, первым к Торе вызывают наиболее уважаемого человека - независимо от того, левит он или исраэль (т. е. еврей, не являющийся ни когеном, ни левитом), - подчеркивая: "Нет здесь когена - пусть встанет левит или исраэль вместо когена".
Если вместо когена первым к Торе был вызван исраэль, то левита после него вторым к Торе уже не вызывают. 10. Когда единственного когена, присутствующего в синагоге, хотят вызвать к Торе, а он в это время читает "Шма" - саму молитву или сопровождающие ее благословения, или, тем более, "Шмонэ-эсрэ", его не вызывают к Торе, но и не ждут, когда он сможет прерваться. Вместо него вызывают левита или исраэля, однако при этом говорят не: "Нет здесь когена", но: "Такой-то, левит (или исраэль) вместо когена".
Если когена, читавшего "Шма", все же вызвали, он должен подойти к свитку Торы, произнести положенные благословения, но не читать текст вместе со чтецом, а только слушать.
Запрещается идти к Торе между окончанием заключительного благословения "Шма" и началом "Шмонэ-эсрэ".
В середине "Шмонэ-эсрэ" нельзя идти к Торе ни в коем случае, однако после слов "Да будут угодны..." в окончании "Шмонэ-эсрэ" "Мой Б-г", и т. д. - разрешается.
Когена, читающего "Псукей дезимра", можно вызвать к Торе, если в синагоге нет другого когена, однако вместе со чтецом он читать не должен. То же самое относится к левиту. 11. Не принято вызывать к Торе подряд двух братьев, отца и сына, деда и внука - даже если первого вызывают для чтения последнего отрывка Торы, а второго - в качестве "мафтира". Однако в те дни, когда для чтения берут более одного свитка Торы, первого из них можно вызвать к одному свитку, а второго - к другому. В случае необходимости можно вызвать их даже для чтения одного и того же свитка Торы.
12. Закончив чтение Торы в "Шахарит", произносят "Хаци-кадиш". Принято, что это право предоставляют тому, кто находится в трауре, или тому, кто в этот день отмечает годовщину смерти близкого родственника.