Послания царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского – один из самых известных памятников древнерусской литературы, отразивший переломный характер своей эпохи. Переписка началась после отъезда опасавшегося гонений Курбского в Литву, откуда в 1564 году он отправил монарху свое первое послание. В нем князь обрушился с жесткой критикой на несправедливую политику царя, обвинив того в неслыханных репрессиях против лучших людей страны. Грозный ответил гневным трактатом, обвинив оппонента в преступлении не только против земной власти, но и против Бога. Впервые в российской истории бывший подданный решился написать государю. Между ними завязалась полемика, длившаяся 15 лет. Участники переписки ставили перед собой публицистические задачи и обращались не только друг к другу, но и к образованным читателям в России и за рубежом. Царь и боярин касались обширного круга политических, культурных и религиозных тем − устройства государства, Божьего суда, литературного стиля. Их полемика предвосхитила расцвет индивидуальной манеры в российской литературе, на тот момент еще не знавшей самого понятия авторского стиля.
Переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Михайловича Курбского длилась с большими перерывами с 1564 по 1579 год. Монарху и его бывшему подданному было о чем спорить. Опасавшийся гонений боярин вместе со слугами и группой приверженцев бежал из России и перешел под знамена одного из главных противников Москвы − короля Польши и Литвы Сигизмунда II Августа. Тем самым Курбский поменял сторону в ключевом военном конфликте эпохи – Ливонской войне. Бывший воевода Ивана IV ранее одержал целый ряд побед над войсками Великого княжества Литовского, теперь же ему предстояло сражаться против российских сил. Беглый боярин чувствовал необходимость оправдаться. Для этого Курбский дерзнул написать тому, в ком видел причину побудивших его к бегству бед и опасений. Впервые в российской истории бывший подданный обратился к правителю с личным письмом. Завязалась переписка, целью которой стало не только повлиять на адресата, но и отстоять свою точку зрения в глазах грамотной части российского и западного общества. Не даром царь уже в заглавии адресует свое первое послание против нарушителей клятвы, «крестопреступников», во все Российское государство, а Курбский подчеркивает, что тексты, подобные письмам царя, стыдно посылать в другие страны − там есть немало людей, искушенных в риторике и философии. Личные письма обратились в острые публицистические памфлеты.
Что мы понимаем и что должны понимать под словом «культура»? Культура, если пытаться дать краткое определение, это образ жизни какого-то народа, основа его мыслительной деятельности, а также богатство методов и искусство выражения мыслей. Если же давать более пространное определение, то культура – это достижения нации в таких областях, как искусство, литература, религия, наука, мысль, благоустройство, т.е. областях, которые повышают уровень жизни этого народа, облегчают жизнь, позволяют более широко смотреть на жизнь. История является свидетельницей рождения, развития и смерти великого множества культур. Из приходящих на ум в первую очередь можно назвать культуры Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Ирана. Какой же вклад внесла появившаяся уже после исламская культура в мировую? Какие элементы отличают исламскую культуру от иных? На эти вопросы можно ответить с разных точек зрения: 1. Вклад исламской культуры в искусство и науку. 2. Исламская культура выступала в качестве посредника передачи открытий и изобретений Востока на Запад. 3. Исламская культура сохранила знания и культуру прежних цивилизаций, развивала их и тому, что они были заново открыты человечеством. 4. Исламская культура, создав справедливое правосудие, общественную среду, пропитанную любовью и уважением, ставит перед собой целью благоденствие и счастье народа, являясь в этом примером и предводителем для всех наций. Сейчас я хотел бы поведать о том, какой вклад внесла цивилизация Ислама в сферу здоровья и медицины. Самым явным признаком, показывающим, является ли какой-то образ жизни истинной культурой или нет, можно назвать то значение, какое в этом образе жизни придается здоровью человека. Основой здоровья является чистота. В Исламе же с самых первых дней одной из основ была чистота. Омовение всего тела было определено как одна из самых важных обязанностей мусульманина. Мусульмане пять раз в день совершают намаз, а перед каждым намазом необходимо вымыть руки, лицо и ноги чистой водой. Один раз в неделю, в пятницу, омовение всего тела было привычкой нашего Пророка, а значит, сунной для нас. Носить только чистые одежды – это одно из повелений Корана. Пророк Мухаммад большое внимание уделял чистке зубов, и много делал для того, чтобы распространить эту привычку среди своих последователей. Особого внимания заслуживает тот факт, что пророк Мухаммад, дающий такие наставления, жил в регионе с засушливым климатом, и учил он этому людей, живущих в условиях пустыни, где вода была драгоценней золота. Чтобы исполнить эти предписания своей религии, мусульмане, уделяя больше внимание организации водоснабжения, где бы они ни оказались, рыли каналы, создавали водохранилища, бассейны, родники и бани, показывая и остальному человечеству пример в поддержании чистоты и сохранении здоровья. В те времена, когда мусульмане учили человеческую цивилизацию пользоваться водой, европейцы, во исполнение предписаний своей религии, не мылись и не придавали этому значения. Подобно тому, как в Европе не умели строить бань, здесь были не известны и такие значимые для цивилизации строения, как туалет и канализация. В те времена, именуемые темными Средними веками, в Европе свирепствовали такие болезни, как тиф, холера и чума, унося миллионы жизней. Между тем, как сообщают исторические источники, в X в. в столице Арабского халифата Багдаде было 27 тысяч бань, и мусульманские врачи настоятельно рекомендовали мыться в банях.
Послания царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского – один из самых известных памятников древнерусской литературы, отразивший переломный характер своей эпохи. Переписка началась после отъезда опасавшегося гонений Курбского в Литву, откуда в 1564 году он отправил монарху свое первое послание. В нем князь обрушился с жесткой критикой на несправедливую политику царя, обвинив того в неслыханных репрессиях против лучших людей страны. Грозный ответил гневным трактатом, обвинив оппонента в преступлении не только против земной власти, но и против Бога. Впервые в российской истории бывший подданный решился написать государю. Между ними завязалась полемика, длившаяся 15 лет.
Участники переписки ставили перед собой публицистические задачи и обращались не только друг к другу, но и к образованным читателям в России и за рубежом. Царь и боярин касались обширного круга политических, культурных и религиозных тем − устройства государства, Божьего суда, литературного стиля. Их полемика предвосхитила расцвет индивидуальной манеры в российской литературе, на тот момент еще не знавшей самого понятия авторского стиля.
Переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Михайловича Курбского длилась с большими перерывами с 1564 по 1579 год. Монарху и его бывшему подданному было о чем спорить. Опасавшийся гонений боярин вместе со слугами и группой приверженцев бежал из России и перешел под знамена одного из главных противников Москвы − короля Польши и Литвы Сигизмунда II Августа. Тем самым Курбский поменял сторону в ключевом военном конфликте эпохи – Ливонской войне. Бывший воевода Ивана IV ранее одержал целый ряд побед над войсками Великого княжества Литовского, теперь же ему предстояло сражаться против российских сил. Беглый боярин чувствовал необходимость оправдаться. Для этого Курбский дерзнул написать тому, в ком видел причину побудивших его к бегству бед и опасений. Впервые в российской истории бывший подданный обратился к правителю с личным письмом.
Завязалась переписка, целью которой стало не только повлиять на адресата, но и отстоять свою точку зрения в глазах грамотной части российского и западного общества. Не даром царь уже в заглавии адресует свое первое послание против нарушителей клятвы, «крестопреступников», во все Российское государство, а Курбский подчеркивает, что тексты, подобные письмам царя, стыдно посылать в другие страны − там есть немало людей, искушенных в риторике и философии. Личные письма обратились в острые публицистические памфлеты.
понимать под словом «культура»?
Культура, если пытаться дать краткое
определение, это образ жизни какого-то
народа, основа его мыслительной
деятельности, а также богатство методов
и искусство выражения мыслей. Если же
давать более пространное определение,
то культура – это достижения нации в
таких областях, как искусство,
литература, религия, наука, мысль,
благоустройство, т.е. областях, которые
повышают уровень жизни этого народа,
облегчают жизнь, позволяют более
широко смотреть на жизнь.
История является
свидетельницей рождения, развития
и смерти великого множества
культур. Из приходящих на ум в
первую очередь можно назвать
культуры Древнего Египта, Древнего
Китая, Древней Греции и Древнего
Ирана. Какой же вклад внесла
появившаяся уже после исламская
культура в мировую? Какие элементы
отличают исламскую культуру от
иных? На эти вопросы можно
ответить с разных точек зрения:
1. Вклад исламской
культуры в искусство и науку.
2. Исламская культура
выступала в качестве посредника
передачи открытий и изобретений
Востока на Запад.
3. Исламская культура
сохранила знания и культуру
прежних цивилизаций, развивала их
и тому, что они были
заново открыты человечеством.
4. Исламская культура,
создав справедливое правосудие,
общественную среду, пропитанную
любовью и уважением, ставит перед
собой целью благоденствие и счастье
народа, являясь в этом примером и
предводителем для всех наций.
Сейчас я хотел бы поведать о
том, какой вклад внесла цивилизация
Ислама в сферу здоровья и
медицины.
Самым явным признаком,
показывающим, является ли какой-то
образ жизни истинной культурой
или нет, можно назвать то значение,
какое в этом образе жизни придается
здоровью человека. Основой здоровья
является чистота. В Исламе же с
самых первых дней одной из основ
была чистота. Омовение всего тела
было определено как одна из самых
важных обязанностей мусульманина.
Мусульмане пять раз в день
совершают намаз, а перед каждым
намазом необходимо вымыть руки,
лицо и ноги чистой водой. Один раз в
неделю, в пятницу, омовение всего
тела было привычкой нашего
Пророка, а значит, сунной для нас.
Носить только чистые одежды – это
одно из повелений Корана. Пророк
Мухаммад большое внимание уделял
чистке зубов, и много делал для того,
чтобы распространить эту привычку
среди своих последователей. Особого
внимания заслуживает тот факт, что
пророк Мухаммад, дающий такие
наставления, жил в регионе с
засушливым климатом, и учил он
этому людей, живущих в условиях
пустыни, где вода была драгоценней
золота. Чтобы исполнить эти
предписания своей религии,
мусульмане, уделяя больше внимание
организации водоснабжения, где бы
они ни оказались, рыли каналы,
создавали водохранилища, бассейны,
родники и бани, показывая и
остальному человечеству пример в
поддержании чистоты и сохранении
здоровья. В те времена, когда
мусульмане учили человеческую
цивилизацию пользоваться водой,
европейцы, во исполнение
предписаний своей религии, не
мылись и не придавали этому
значения. Подобно тому, как в Европе
не умели строить бань, здесь были не
известны и такие значимые для
цивилизации строения, как туалет и
канализация. В те времена,
именуемые темными Средними
веками, в Европе свирепствовали
такие болезни, как тиф, холера и
чума, унося миллионы жизней.
Между тем, как сообщают
исторические источники, в X в. в
столице Арабского халифата Багдаде
было 27 тысяч бань, и мусульманские
врачи настоятельно рекомендовали
мыться в банях.