Турбаслинская культура занимает бассейн среднего течения р. Белой с устьем р. Уфы в центре (рис. 11). Наиболее полно исследован могильник у д. Новотурбаслы, по которому культура получила название. Кроме этого могильника, раскапывались Дежнёвские, Салиховские курганы, Уфимские погребения, Кушнаренковский и Шареевский могильники, а также поселения Новотурбаслинское II и Романовка.
Первоначально турбаслинская культура была датирована V-VII вв. (Мажитов Н.А., 1968, с. 68), а согласно мнению Г.И. Матвеевой, она существовала в VI-IX вв. (А.К. Амброз основные захоронения из новотурбаслинских курганов отнёс к VII в., а самое позднее из них — к VIII в. [Амброз А.К., 1971б, с. 107]. Последняя поправка сейчас может быть принята как вероятная основная дата всей культуры — VII-VIII вв. Важными датирующими признаками здесь являются остатки поясных наборов с накладками геральдических форм, встреченные почти во всех могильниках (рис. 12, 25-29, 31-44, 46, 48, 49, 51-56, 60, 61, 63). В этот набор входят пряжки с литыми щитками, чаще всего с В-образной передней частью, а также бляшки сердцевидные, ланцетовидные, Т-образные, узловые, трёхлепестковые, квадратные и другие с вырезом или без него на плоской поверхности. Время их наибольшего распространения, судя по аналогиям [Амброз А.К., 1973б, с. 288, 298], приходится на VII и начало VIII в.
В пореформенный период в стране развернулось движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Важную роль в распространении образования сыграли комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Возникший в 1845 г. Московский комитет грамотности поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. Созданный в 1861 г. при Вольном экономическом обществе Петербургский комитет грамотности ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Просветительские организации, возникшие в Томске, Самаре, Харькове, проводили работу по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.
Турбаслинская культура занимает бассейн среднего течения р. Белой с устьем р. Уфы в центре (рис. 11). Наиболее полно исследован могильник у д. Новотурбаслы, по которому культура получила название. Кроме этого могильника, раскапывались Дежнёвские, Салиховские курганы, Уфимские погребения, Кушнаренковский и Шареевский могильники, а также поселения Новотурбаслинское II и Романовка.
Первоначально турбаслинская культура была датирована V-VII вв. (Мажитов Н.А., 1968, с. 68), а согласно мнению Г.И. Матвеевой, она существовала в VI-IX вв. (А.К. Амброз основные захоронения из новотурбаслинских курганов отнёс к VII в., а самое позднее из них — к VIII в. [Амброз А.К., 1971б, с. 107]. Последняя поправка сейчас может быть принята как вероятная основная дата всей культуры — VII-VIII вв. Важными датирующими признаками здесь являются остатки поясных наборов с накладками геральдических форм, встреченные почти во всех могильниках (рис. 12, 25-29, 31-44, 46, 48, 49, 51-56, 60, 61, 63). В этот набор входят пряжки с литыми щитками, чаще всего с В-образной передней частью, а также бляшки сердцевидные, ланцетовидные, Т-образные, узловые, трёхлепестковые, квадратные и другие с вырезом или без него на плоской поверхности. Время их наибольшего распространения, судя по аналогиям [Амброз А.К., 1973б, с. 288, 298], приходится на VII и начало VIII в.