Вконце 1523, начале 1524 года один из старцев псковского елизарова монастыря по имени филофей, направил письмо московскому царю василию iii ивановичу, в котором изложил идеи ставшие одним из краеугольных камней в построении на базе московского княжества великой российской империи. так и возникает знаменитая формула: «москва - третьей рим, а четвертому не бывать» . после падение константинополя (1453), понятое как божия кара за отпадение от веры, укрепило новые взгляды на будущее православной веры. если «второй рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержимое: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. вот таким сосудом и стала московия, чтобы посредством наполнения его превратится в россию. ибо только московия на тот момент имела в своём арсенале симфонию властей: светской и духовной. при этом как светская власть вела своё преемство от имперской власти рима, так и духовная власть вела своё преемство от иисуса христа. так как к концу 15 века, только в московии апостольская христианская церковь была слита с государством, то стало неизбежным утверждение того, что москва – третий рим, а четвёртому не бывать. именно по этой причине московский князь получил возможность именоваться титулом «царь всея руси» . именно данное сочетание властей и стало утверждения о том, что москва – третий рим, а четвёртому не бывать. в отличие от библейских пророчеств старец филофей впервые вводит понятие «третьего рима» именно как последнего царства. более того, он настаивает на том, что четвертого царства уже не будет никогда, ибо именно в россии «сошлись в одно» все христианские царства. следовательно, судьбы всех потерявших независимость православных царств оказались сконцентрированными в россии. в религиозно-политическом смысле на московскую русь возлагается величайшая ответственность - она должна быть теперь единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска и с запада и с востока. и если московия осознала, что она третий рим, то она им и стала в образе российской империи. империи, от которой современная российская федерация унаследовала имперский герб, как символ единства властей светской и духовной и орден андрея первозванного – небесного покровителя россии, но не унаследовала имперское достоинство и идеологию, без которых не может быть осуществлён прорыв в великое будущее. то самое будущее, о котором в настоящее время без устали говорит светская власть.
Если сведения об истории восточных славян в VIII в. сохранились довольно смутные, то о прибалтийских славянах сохранились некоторые сведения в западных хрониках. Хотя, конечно, упоминают их здешние авторы в контексте истории своих государств. Западная Европа в это время представляла собой картину весьма и весьма нестабильную. Ведь если мы тредиционно сетуем и удивляемся насчет отсутствия «славянского единства», то единства различных ветвей германских племен тем более никогда не существовало. Это было просто разные народы, говорившие на сходных языках и отнюдь не склонные по данной причине брататься друг с дружкой. А порой разделы возникали даже и внутри одного народа. Так, при династии Меровингов усилились племена франков. Но в отличие от других германских народов, участвовавших в Великом Переселении, франки благоразумно не полезли в эпицентр драки всех против всех, то есть в Италию, и потому уцелели.Король Хлодвиг в конце V — начале VI вв. сумел объединить франкские племена и занять богатую римскую провинцию Галлию. И в противовес готам или лангобардам принял крещение не по арианскому, а по католическому обряду (который в то время еще не разнился и с византийским православием). Это обеспечило франкам поддержку духовенства и позволило слить пришлых франков с местным галло-римским населением в единую общность. Но после смерти Хлодвига его держава была поделена сыновьями на три — Нейстрию со столицей в Париже, Бургундию — восточнее, со столицей в Отене, и Австразию — севернее, со столицей в Меце. И эти государства начали ожесточенно враждовать между собой, причем короли не стеснялись истреблять и казнить родственников, дабы отхватить у них те или иные территории.