Сделать вывод о причинах поражения противников большевиков А. Ф. Керенский о причинах падения Временного правительства.
… После безуспешной для заговорщиков и столь несчастной для государства попытки свергнуть Временное правительство вооружённой рукой генерала Корнилова общественные группы, поддерживающие «диктатора» и связанные с ним, постановили: не оказывать правительству в случае его столкновения с большевиками никакой Их стратегический план состоял в том, чтобы сначала не препятствовать успеху вооружённого восстания большевиков, а затем, после падения ненавистного Временного правительства. Быстро подавить большевистский «бунт»...
Военные и штатские стратеги, авторы этого замечательного плана, были твёрдо убеждены в том, что большевистский триумф не представит собой никакой серьёзной опасности и что в три-четыре недели «здоровые элементы» русского народа справятся с бунтующей массой и установят в России «сильную власть». Увы, выполнив блестяще первую, так сказать, пассивную часть своего плана – свергнув руками большевиков Временное правительство, - наши «патриоты» оказались совершенно не к осуществлению его второй, активной, действенной части – оказались не победить большевиков не только в три месяца, но и в три года!
Лебедев О.Е. «Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории 10 класс», М., Просвещение, 1992, стр. 42-43.
Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.
Следовательно, труд образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с коллективного труда.
Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с слова. Человеку общаться с слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.
Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.
В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.
Воодушевленные военными победами на Южном Кавказе, весной 1223 года отряды татаро-монгол под командованием Субэдэя и Джебэ (до 40 тысяч конницы и пехоты) вторглись в половецкие земли. Половцы были разбиты и обратились за к русским князьям - Мстиславу Киевскому, Мстиславу Галицкому, и Мстиславу Черниговскому. Три Мстислава решили оказать половцам. В апреле 1223 года, переправившись через Днепр, они вступили в бой с татарами и в течение 8 дней успешно преследовали пришельцев, вплоть до реки Калка. Киевский и галицкий князья не смогли однако договориться по дальнейшему плану действий - киевский предлагал занять оборону, а галицкий рвался в бой. В результате Мстислав Удалой переправился со своей дружиной через Калку и вступил в бой с татарами. Битва длилась три дня, и галицкий князь не получил так и поддержки своих спутников - разбитая наголову половецкая конница при отступлении смяла ряды русской дружины, истощенной в неравном бою. Галицкому князю удалось отступить с немногочисленным отрядом, а перешедшие через Калку татары наголову разбили войска оставшихся двух князей. Таким образом, это был первый опыт военного столкновения татар с русскими, где русские князья потерпели поражение из-за отсутствия единства. Следующее нашествие татар во главе с Батыем в 1237-40 годах еще раз подтвердило наличие разлада между русскими князьями, и Русь была завоевана татарами на целых 250 лет.