В XVI в. католическая церковь переживала кризис: под влиянием идей гуманистов шел процесс обмирщения человека. Люди стали думать не только о загробном мире, их мысли обратились к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда активной жизни. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь так и оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей — это не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску более простой церкви, более искренней. Католической церкви все труднее становилось сохранить свое монопольное влияние на души и умы верующих. Безграмотность в среде духовенства вызвала нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в княжеские дела, города — на поборы монастырей, а крестьяне жаловались на увеличение владений церкви и огромные поборы.
Английская буржуазия в первой половине XVII в. была крайне неоднородна по своему составу. Верхушку ее составляли несколько сот денежных и торговых воротил лондонского Сити и провинции. Они пользовались королевскими монополиями и патентами и были вплоть до начала революции связаны с королевским двором, а в ходе революции они составят ядро пресвитериан.
Средняя буржуазия включала главным образом владельцев мануфактур, среднее купечество, а также предпринимателей из цеховой верхушки. Эта часть буржуазии была недовольна всякого рода ограничениями ее экономического роста, а также своим политическим бесправием. В ходе революции основная часть этой группировки буржуазии вместе с джентри будет опорой индепендентов.
Особое положение занимала мелкая городская буржуазия. По данным Кинга, годовой доход мелких торговцев не намного превышал годовой доход ремесленника. И те и другие страдали от конкуренции мануфактуристов и крупных купцов. Они были недовольны системой монополий и патентов, а также налоговой политикой правительства. Мелкая буржуазия должна была сыграть большую роль в революции, составляя наряду с другими прослойками социальную базу демократической партии левеллеров. Характерной чертой политической обстановки в Англии накануне революции было наличие блока Джентри и буржуазии. Этот блок выступал против феодально-абсолютистских порядков под религиозным знаменем. Объясняется это тем, что англиканская церковь сохранила в своих руках епископские земли и играла роль пропагандистского органа абсолютистского правительства. Англиканская церковь, будучи частью правительственного аппарата, защищала существующие феодальные порядки. Естественно, что борьба против этих порядков шла одновременно с борьбой против англиканской церкви.
Ограниченные условиями XVII в., когда политические теории облекались в религиозную форму, оппозиционные силы, будучи недостаточно зрелыми для того, чтобы выдвинуть вполне светское знамя для своей борьбы, выдвинули свою идеологию — пуританизм. Сторонники этого учения черпали свои идеи из арсенала кальвинизма и требовали завершения реформы англиканской церкви путем очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ. Пуритане высказывались за дешевую церковь и за лишение ее имущества. Впрочем, не по всем вопросам среди пуритан царило единодушие. Часть пуритан — пресвитериане — требовали уничтожения епископата, но выступали за сохранение централизации и единообразия в новой церкви. Индепенденты отстаивали полную независимость и самоуправление религиозных общин. Однако различные пуританские секты выступали вместе против англиканства. Видными пуританскими проповедниками и публицистами XVII в. были пресвитерианские богословы Вильям Принн, Джон Баствик и Генри Бертон.
Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь так и оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей — это не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску более простой церкви, более искренней.
Католической церкви все труднее становилось сохранить свое монопольное влияние на души и умы верующих. Безграмотность в среде духовенства вызвала нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в княжеские дела, города — на поборы монастырей, а крестьяне жаловались на увеличение владений церкви и огромные поборы.
Средняя буржуазия включала главным образом владельцев мануфактур, среднее купечество, а также предпринимателей из цеховой верхушки. Эта часть буржуазии была недовольна всякого рода ограничениями ее экономического роста, а также своим политическим бесправием. В ходе революции основная часть этой группировки буржуазии вместе с джентри будет опорой индепендентов.
Особое положение занимала мелкая городская буржуазия. По данным Кинга, годовой доход мелких торговцев не намного превышал годовой доход ремесленника. И те и другие страдали от конкуренции мануфактуристов и крупных купцов. Они были недовольны системой монополий и патентов, а также налоговой политикой правительства.
Мелкая буржуазия должна была сыграть большую роль в революции, составляя наряду с другими прослойками социальную базу демократической партии левеллеров.
Характерной чертой политической обстановки в Англии накануне революции было наличие блока Джентри и буржуазии. Этот блок выступал против феодально-абсолютистских порядков под религиозным знаменем. Объясняется это тем, что англиканская церковь сохранила в своих руках епископские земли и играла роль пропагандистского органа абсолютистского правительства. Англиканская церковь, будучи частью правительственного аппарата, защищала существующие феодальные порядки. Естественно, что борьба против этих порядков шла одновременно с борьбой против англиканской церкви.
Ограниченные условиями XVII в., когда политические теории облекались в религиозную форму, оппозиционные силы, будучи недостаточно зрелыми для того, чтобы выдвинуть вполне светское знамя для своей борьбы, выдвинули свою идеологию — пуританизм. Сторонники этого учения черпали свои идеи из арсенала кальвинизма и требовали завершения реформы англиканской церкви путем очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ. Пуритане высказывались за дешевую церковь и за лишение ее имущества. Впрочем, не по всем вопросам среди пуритан царило единодушие. Часть пуритан — пресвитериане — требовали уничтожения епископата, но выступали за сохранение централизации и единообразия в новой церкви. Индепенденты отстаивали полную независимость и самоуправление религиозных общин. Однако различные пуританские секты выступали вместе против англиканства. Видными пуританскими проповедниками и публицистами XVII в. были пресвитерианские богословы Вильям Принн, Джон Баствик и Генри Бертон.