В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным[1], насчитывалось 1025 православных монастырей.За годы советской власти, в рамках антирелигиозной пропаганды, почти все из них были закрыты. К 1991 году оставалось только 16 действующих монастырей[2].
Множество монастырей, включая выдающиеся исторические и архитектурные памятники (например, средневековый Чудов монастырь в Московском Кремле) были полностью уничтожены — взорваны, разобраны на кирпич. Многие монастыри были при под производственные цеха (фабрики, склады) и исправительные учреждения.
Только немногие из монастырей были превращены в архитектурные музеи. Но даже этот статус не защищал их от разрушений. Весьма распространённой практикой комплексной научной реставрации в советский период было «освобождение ансамбля от поздних пристроек». В случае с монастырями, такая реставрация проводилась с целью вернуть архитектурный ансамбль в наиболее древнее состояние (например, на XVI или XVII в.). В результате подобных реставрационных мероприятий, от некогда богатых монастырей, на облике которых нашли отражение все этапы развития русской архитектуры, оставались только крепостные стены с наиболее древним храмом.
Православные монастыри Российской империи разделены на сохранившиеся, уничтоженные и монастыри с частичными утратами — по принципу сохранности монастыря как архитектурного ансамбля.
Под частичными утратамиподразумеваются такие, после которых монастырь сохранился в виде единого архитектурного ансамбля. При этом объём разрушений может отличаться: так, Киево-Печерская Лавра, утратила всего один Успенский собор, а в Стефаново-Махрищском монастыре было уничтожено 2 храма, колокольня и монашеские кельи.К полностью уничтоженныммонастырям следует отнести такие, что больше не представляют собой единый архитектурный комплекс, как правило, вследствие утраты всех или большинства строений.
Множество монастырей, включая выдающиеся исторические и архитектурные памятники (например, средневековый Чудов монастырь в Московском Кремле) были полностью уничтожены — взорваны, разобраны на кирпич. Многие монастыри были при под производственные цеха (фабрики, склады) и исправительные учреждения.
Только немногие из монастырей были превращены в архитектурные музеи. Но даже этот статус не защищал их от разрушений. Весьма распространённой практикой комплексной научной реставрации в советский период было «освобождение ансамбля от поздних пристроек». В случае с монастырями, такая реставрация проводилась с целью вернуть архитектурный ансамбль в наиболее древнее состояние (например, на XVI или XVII в.). В результате подобных реставрационных мероприятий, от некогда богатых монастырей, на облике которых нашли отражение все этапы развития русской архитектуры, оставались только крепостные стены с наиболее древним храмом.
Православные монастыри Российской империи разделены на сохранившиеся, уничтоженные и монастыри с частичными утратами — по принципу сохранности монастыря как архитектурного ансамбля.
Под частичными утратамиподразумеваются такие, после которых монастырь сохранился в виде единого архитектурного ансамбля. При этом объём разрушений может отличаться: так, Киево-Печерская Лавра, утратила всего один Успенский собор, а в Стефаново-Махрищском монастыре было уничтожено 2 храма, колокольня и монашеские кельи.К полностью уничтоженныммонастырям следует отнести такие, что больше не представляют собой единый архитектурный комплекс, как правило, вследствие утраты всех или большинства строений.