Историки считают XVII век переходным от средневековой культуры к культуре Нового времени. В рамках старых традиций появляется все больше новых веяний, нередко привнесенных с Запада. Впрочем, надо признать, что новшества имели ограниченное распространение и не бросали вызов консервативной в целом культуре, основанной на христианской религии.
Для средневекового сознания характерен культ древности: чем древнее, тем ближе к идеалу. Новизна в XVII веке действительно появляется, но подвергается ожесточенной критике. Несоответствие традициям было одной из причин неприятия никоновских реформ. Автор-«новатор» XVII века жаловался: « Зело бо невежества исполнени жители страны сея, велми бо препросты... Велми бо мя укоряху, и порицаху, и сопротивляху ми ся, и посмеявахуся, и всякими хулнателниеми имяны укоряху... мнящи, яко бы аз ново ввожу... едва не вси ненавистию дыхаху».
Новое, как правило, шло по трем каналам: либо через европейцев из Немецкой слободы, либо через посредство выходцев с Украины и других восточнославянских земель Речи Посполитой, либо через греков. При этом следует иметь ввиду, что «латинян» не считали за полноценных христиан в России, и даже греческих и украинских православных считали «поврежденными» в вере. Недоверие на религиозной почве перекрывало путь иностранному влиянию.
Римское общество эпохи Республики не было однородным. В него входили патриции, плебеи и рабы. Они отличались не только наличием или отсутствием собственности, но и юридическими правами. Вся власть была у патрициев. Плебеи пользовались меньшими правами. Большинство из них были даже лишены гражданских прав, потому что они не были коренными жителями Рима. Будучи свободными людьми, плебеи обрабатывали небольшие участки земли, служили в армии. Безземельные плебеи занимались ремеслом и торговлей, некоторые из них имели рабов.
Историки считают XVII век переходным от средневековой культуры к культуре Нового времени. В рамках старых традиций появляется все больше новых веяний, нередко привнесенных с Запада. Впрочем, надо признать, что новшества имели ограниченное распространение и не бросали вызов консервативной в целом культуре, основанной на христианской религии.
Для средневекового сознания характерен культ древности: чем древнее, тем ближе к идеалу. Новизна в XVII веке действительно появляется, но подвергается ожесточенной критике. Несоответствие традициям было одной из причин неприятия никоновских реформ. Автор-«новатор» XVII века жаловался: « Зело бо невежества исполнени жители страны сея, велми бо препросты... Велми бо мя укоряху, и порицаху, и сопротивляху ми ся, и посмеявахуся, и всякими хулнателниеми имяны укоряху... мнящи, яко бы аз ново ввожу... едва не вси ненавистию дыхаху».
Новое, как правило, шло по трем каналам: либо через европейцев из Немецкой слободы, либо через посредство выходцев с Украины и других восточнославянских земель Речи Посполитой, либо через греков. При этом следует иметь ввиду, что «латинян» не считали за полноценных христиан в России, и даже греческих и украинских православных считали «поврежденными» в вере. Недоверие на религиозной почве перекрывало путь иностранному влиянию.
Вся власть была у патрициев. Плебеи пользовались меньшими правами. Большинство из них были даже лишены гражданских прав, потому что они не были коренными жителями Рима. Будучи свободными людьми, плебеи обрабатывали небольшие участки земли, служили в армии. Безземельные плебеи занимались ремеслом и торговлей, некоторые из них имели рабов.