с первых лет правления петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной боярской думы в государством. в 1699 году при царе была организована ближняя канцелярия, или консилиум (совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, отдельными приказами. это был прообраз
будущего правительствующего сената, сформированного 22 февраля 1711 года. последние упоминания о боярской думе относятся к 1704 г. в консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. в 1711 г. вместо боярской думы
и подменявшей её консилии был учрежден сенат. пётр так сформулировал основную сената: «смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
созданный петром для текущего государством на
время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в прутский поход), сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено указом 1722 года. он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и государства,
наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции разрядного и посольского приказов.
решения в сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. если один из 9 сенаторов
откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. таким образом пётр i делегировал часть своих полномочий сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
одновременно с сенатом появилась должность фискалов. обязанность обер-фискала при
сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили сенату и царю. с 1715 года за работой сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. с 1722 года контроль над сенатом
осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. никакое решение сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
сенат как правительство
мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. в 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов , в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями — предшественниками будущих
министерств. в отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. были введены:
рядовые стрельцы в 1674 году. литография из книги xix в.
коллегия чужестранных
(иностранных) дел.
военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
ревизион-коллегия —
контроль сбора и расходования казённых средств.
коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства
(при ней действовала крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
в 1721 году была образована вотчинная коллегия — ведала
дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). в 1720 годах на правах коллегии был образован главный магистрат, городским населением. в 1721 году учреждена духовная коллегия или синод — рассматривались дела церкви. с 28 февраля
1720 года генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. кроме того действовали преображенский приказ (политический сыск), соляная контора, медный департамент,
межевая канцелярия. «первейшими» коллегиями называли военную, адмиралтейскую и иностранных дел. на правах коллегий находились два учреждения: синод и главный магистрат. коллегии подчинялись сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
иван грозный является первым царём и одной из самых неоднозначных личностей российской . с одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
я
рассматриваю разгром реформаторского движения в церкви, опричнину и новгородский поход, кровавыми вехами правления ивана грозного. разделения государства царём на земщину и опричнину несло неблагоприятные для страны последствия, такие как: ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв
политической роли боярства; запустошение многих районов страны, бегство их населения на окраины; установление деспотического режима личной власти царя. иван грозный вёл войну с собственным народом, от реформирования государства он перешёл к террору. более того, последствием опричнины стало и
падение боевой мощи армии. обнищание и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. ливонская война была проиграна.
но с другой стороны, во время правления ивана грозного ему удалось провести преобразования и
создать прочную систему приказного , сформировать органы сословного представительства и земского . помимо этого, государство добилось больших внешнеполитических успехов. покончив с ордынской властью, оно сокрушило татарские ханства поволжья и нанесло тяжелое поражение крымской орде. ивану iv удалось
присоединить к нашему государству казань, астрахань и сибирь, тем самым расширив наши границы.
во время правления ивана грозного были многочисленные взлёты и падения государства, однако царь стремился к централизации и
укреплению государства. я не могу однозначно определить, какой личностью был иван васильевич, но считаю, что он внёс крупный вклад в нашего государства.
с первых лет правления петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной боярской думы в государством. в 1699 году при царе была организована ближняя канцелярия, или консилиум (совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, отдельными приказами. это был прообраз
будущего правительствующего сената, сформированного 22 февраля 1711 года. последние упоминания о боярской думе относятся к 1704 г. в консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. в 1711 г. вместо боярской думы
и подменявшей её консилии был учрежден сенат. пётр так сформулировал основную сената: «смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
созданный петром для текущего государством на
время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в прутский поход), сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено указом 1722 года. он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и государства,
наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции разрядного и посольского приказов.
решения в сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. если один из 9 сенаторов
откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. таким образом пётр i делегировал часть своих полномочий сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
одновременно с сенатом появилась должность фискалов. обязанность обер-фискала при
сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили сенату и царю. с 1715 года за работой сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. с 1722 года контроль над сенатом
осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. никакое решение сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
сенат как правительство
мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. в 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов , в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями — предшественниками будущих
министерств. в отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. были введены:
рядовые стрельцы в 1674 году. литография из книги xix в.
коллегия чужестранных
(иностранных) дел.
военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
камор-коллегия — сбор доходов государства.
штатс-контор-коллегия — ведала государства,
ревизион-коллегия —
контроль сбора и расходования казённых средств.
коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства
(при ней действовала крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
духовная коллегия - церковными делами (позже святейший правительствующий синод).
в 1721 году была образована вотчинная коллегия — ведала
дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). в 1720 годах на правах коллегии был образован главный магистрат, городским населением. в 1721 году учреждена духовная коллегия или синод — рассматривались дела церкви. с 28 февраля
1720 года генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. кроме того действовали преображенский приказ (политический сыск), соляная контора, медный департамент,
межевая канцелярия. «первейшими» коллегиями называли военную, адмиралтейскую и иностранных дел. на правах коллегий находились два учреждения: синод и главный магистрат. коллегии подчинялись сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
иван грозный является первым царём и одной из самых неоднозначных личностей российской . с одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
я
рассматриваю разгром реформаторского движения в церкви, опричнину и новгородский поход, кровавыми вехами правления ивана грозного. разделения государства царём на земщину и опричнину несло неблагоприятные для страны последствия, такие как: ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв
политической роли боярства; запустошение многих районов страны, бегство их населения на окраины; установление деспотического режима личной власти царя. иван грозный вёл войну с собственным народом, от реформирования государства он перешёл к террору. более того, последствием опричнины стало и
падение боевой мощи армии. обнищание и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. ливонская война была проиграна.
но с другой стороны, во время правления ивана грозного ему удалось провести преобразования и
создать прочную систему приказного , сформировать органы сословного представительства и земского . помимо этого, государство добилось больших внешнеполитических успехов. покончив с ордынской властью, оно сокрушило татарские ханства поволжья и нанесло тяжелое поражение крымской орде. ивану iv удалось
присоединить к нашему государству казань, астрахань и сибирь, тем самым расширив наши границы.
во время правления ивана грозного были многочисленные взлёты и падения государства, однако царь стремился к централизации и
укреплению государства. я не могу однозначно определить, какой личностью был иван васильевич, но считаю, что он внёс крупный вклад в нашего государства.