1. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература.
Особенности
- элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры - «Искусство ради искусства» ;
- типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.) .
2. Народная культура. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) , или коллективной. Еще одно название народной культуры - фольклор.
Он всегда:
- локализован, так как связан с традициями данной местности;
- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает: мифы; легенды; сказания; эпос; сказки; песни; танцы…
3. Понятие массовой культуры
- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
- массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
- истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
- подробный и блестящий по стилю анализ «массы» , массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс» .
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении - политич. течение, отвергающее необходимость революц. преобразования капиталистич. общества и по существу подменяющее борьбу рабочего класса против капитализма, за диктатуру пролетариата и социализм борьбой за реформы, не затрагивающие основ капиталистич. строя.
Р. как альтернатива революц. марксистской теории возник в последней четв. 19 в. , когда успехи рабочего движения заставили бурж. либералов при свои концепции к меняющимся условиям, рядиться под социалистов, а среди определ. части социалистов стали распространяться иллюзии относительно возможности постепенного врастания капитализма в социализм, исключающего революц. действия пролетариата. В основе Р. лежит идея клас. сотрудничества. Социальную базу Р. составили мелкобурж. слои, рабочая аристократия и рабочая бюрократия, а также другие прослойки рабочих, попавших под влияние бурж. идеологии, особенно выходцы из непролетарской среды.
Відповідь:
1. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература.
Особенности
- элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры - «Искусство ради искусства» ;
- типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.) .
2. Народная культура. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) , или коллективной. Еще одно название народной культуры - фольклор.
Он всегда:
- локализован, так как связан с традициями данной местности;
- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает: мифы; легенды; сказания; эпос; сказки; песни; танцы…
3. Понятие массовой культуры
- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
- массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
- истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
- подробный и блестящий по стилю анализ «массы» , массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс» .
Пояснення:
в рабочем движении - политич. течение, отвергающее необходимость революц. преобразования капиталистич. общества и по существу подменяющее борьбу рабочего класса против капитализма, за диктатуру пролетариата и социализм борьбой за реформы, не затрагивающие основ капиталистич. строя.
Р. как альтернатива революц. марксистской теории возник в последней четв. 19 в. , когда успехи рабочего движения заставили бурж. либералов при свои концепции к меняющимся условиям, рядиться под социалистов, а среди определ. части социалистов стали распространяться иллюзии относительно возможности постепенного врастания капитализма в социализм, исключающего революц. действия пролетариата. В основе Р. лежит идея клас. сотрудничества.
Социальную базу Р. составили мелкобурж. слои, рабочая аристократия и рабочая бюрократия, а также другие прослойки рабочих, попавших под влияние бурж. идеологии, особенно выходцы из непролетарской среды.